Проверяемый текст
Барковская Нина Владимировна; Поэтика символистского романа (Диссертация 1996)
[стр. 214]

поселке и в усадьбе самого фабриканта Ивана Андреевича Горелова, владельца фарфорового и кирпичного заводов.
Семья Горелова это “змеиное гнездо” при фабриках, вольготно живущее за счет прибавочной стоимости, производимой рабочими.
Недовольство фабричных выливается в забастовку; в среде рабочих все шире распространяются новые идеи (“мир хижинам, война дворцам”).
Хозяевам социальное неравенство представляется вполне естественным.
Брат Горелова по матери Павел Иванович Баширов наставляет свою племянницу Милочку, сочувствующую рабочим: “Тебя, Милочка, удивляет, что одни богаты, а другие бедны и голодны? Но это же так просто!
Одни из рода в род работают, учатся, накопляют культурные богатства, приносят пользу отечеству, оживляют местный край, а другие против всего этого могут выставить только свою физическую силу”605.
В насмешку Гореловы пригласили фабричных работниц полакомиться ананасом.
Горелову казалось, что девушки не сумеют оценить изысканного вкуса ананаса, что им
больше понравилась бы репа или морковь.
Сын Горелова, Николай, с нетерпением ждал сцены “кормления зверей”, думая, что девушки захватят ананас “прямо в лапы и сжуют вместе с чешуйками кожицы”606.
Но хозяева были разочарованы: ничего смешного не было, “девушки не жевали звериным обычаем, а ели, как полагается”607.
Горелов привык покупать любовь красивых работниц, но Вера Карпунина выбросила подаренный золотой в Волгу.

Последней, самой крепкой любовью полюбил Горелов фабричную красавицу Веру.
Послушный приказанию “заклинательницы змей”, отдал Горелов Вере свои фабрики, лишив наследства сына-подлеца.
Вера же мечтала, разорив
“змеиное гнездо”, передать фабрики рабочим.
Так должна была начаться новая, справедливая жизнь.
Однако сам Сологуб не верит, что с изменением экономики изменится и психология людей, исчезнут жадность и эгоизм.
Он вовсе не идеализирует революционеров, как это кажется Б.Парамонову.
Горелов предупреждает гордую красавицу,
что “прибавочную стоимость только настоящий хозяин взять умеет.
У товарищей она дымом по ветру развеется.
Развалят дело твои товарищи...”608
605 606 607 608 Сологуб Ф.
Мелкий бес.
Заклинательница змей.
Рассказы.
М.? 1991.С.67.
Там же.
С.281.
Там же.
С.
282.
Там же.
С.380.
[стр. 249]

В дальнейшем Ф.Сологуб предпримет еще одну попытку преодолеть реальность “злого земного томленья”, “перешагнуть через свой страх перед темной бездной “не-я”, выйти из тупика солипсизма.
Из материала “не-я” в третьей фазе своего символизма попробует он сотворить легенду о богочеловечестве и соборности.
Однако при этом будут утрачены существенные особенности “сологубовского» галлюцинаторного; становящегося, но не ставшего.
5.
Роман “Заклинательница змей”: особенности “демократического символизма” Ф .
Сологуба.
Роман “Заклинательница змей”, опубликованный в 1922 году, отразил ироническое отношение писателя к социально-экономическому перевороту, совершившемуся в стране.
Уравнительным идеям, абсолютизации классового подхода к личности Сологуб противопоставил идею “святой Руси”, незримого града Китежа как сокровенного духовного ядра нации.
Старинный русский город Сонохта стоит на Волге.
Как и в пьесах А.Островского, великая река, ее просторы, ее приволье соучаствуют в судьбах героев.
К.Бальмонт в эмиграции, в 1927 году, в очерке “Волга” писал: “...скажешь “Волга и вот уже русское сердце плывет в неоглядности...
Не волны ли это все одного и того же могучего потока, который совпал своим руслом, усеянным жемчугами, и шуршащим бисером, с глубоким руслом нашей таинственной русской души, которая сама себя никогда не понимает в своих безграничных порывах, но по которой, когда она сама себя растерзала и разметала, стали учиться мудрости все страны мира и ждут, чем себя еще явит эта безрассудная душа, слепая душа и всезрячая, с потемневшими зрачками, в себе укачавшими и Солнце, и Луну?” [100].
Действие романа разворачивается в 1900-е годы, не столько в Сонохте, сколько в фабричном поселке и в усадьбе самого фабриканта Ивана Андреевича Горелова, владельца фарфорового и кирпичного заводов.
Семья Горелова это “змеиное гнездо” при фабриках, вольготно живущее за счет прибавочной стоимости, производимой рабочими.
Недовольство фабричных выливается в забастовку; в среде рабочих все шире распространяются новые идеи (“мир хижинам, война дворцам”).
Хозяевам социальное неравенство представляется вполне естественным.
Брат Горелова по матери Павел Иванович Баширов наставляет свою племянницу Милочку, сочувствующую рабочим: “Тебя, Милочка, удивляет, что одни богаты, а другие бедны и голодны? Но это же так про


[стр.,250]

сто! Одни из рода в род работают, учатся, накопляют культурные богатства, приносят пользу отечеству, оживляют местный край, а другие против всего этого могут выставить только свою физическую силу.
Ты говоришь, что они тоже работают? Да, работают.
Но ты учти таланты, наследственную культуру, приносимую стране пользу и многое другое” [101].
Для культурного купечества, как и для генерала из стихотворения Некрасова “Железная дорога”, народ “не создавать разрушать мастера, // Варвары! дикое скопище пьяниц!” В насмешку Гореловы пригласили фабричных работниц полакомиться ананасом.
Горелову казалось, что девушки не сумеют оценить изысканного вкуса ананаса, что им
Николай, с нетер ждал сцены “кормления зверей”, думая, что девушки захватят 66 прямо в лапы и сжуют вместе с чешуйками кожицы” [101, С.281].
Но хозяева были разочарованы 66 девушки не жевали звериным чаем, а ели как полагается”.
Горелов привык покупать любовь красивых работниц, но Вера Карпунина выбросила подаренный золотой в Волгу.

Даже Ленка, бывшая нищая девчонка, а теперь цирковая наездница и веселая городская распутница, вынужденная продавать себя купцам Грабилиным и Шкуратовым, отказывается от подлого предложения инженера Шубникова обольстить Горелова, говоря, что проживет и без его подачек.
Горелов был уверен в том, что умеет обращаться с рабочими, всегда сможет с ними поладить, подкупая одних и продвигая других.
Но забастовки он не предотвратил; явственно ощущает он “крушение той жизни, которой он жил, забвение всех истонченностей художества и культуры и вторжение жизни первобытной, дикой, простой, грубой и по-звериному здоровой”; в шуме дождя слышатся ему “поспешные звуки беготни босых фабричных ребятишек”, которые скоро зашумят в его доме [101, С.387].
Последней, самой крепкой любовью полюбил Горелов фабричную красавицу Веру.
Послушный приказанию “заклинательницы змей”, отдал Горелов Вере свои фабрики, лишив наследства сына-подлеца.
Вера же мечтала, разорив
66 фабрики вая, справедливая жизнь...
Однако сам Сологуб не верит, что с изменением экономики изменится и психология людей, исчезнут жадность и эгоизм.
Он вовсе не идеализирует революционеров, как это кажется Б.Парамонову.
Горелов предупреждает гор/ красавицу
66 прибавочную умеет.
У товарищей она дымом по ветру развеется.
Развалят дело твои това

[Back]