А.Белый в своих многочисленных статьях стремился сформулировать теорию символизма как универсальное мировоззрение, решающее онтологические, гносеологические, аксиологические, эстетические, практические проблемы бытия человека в мире. Художник-мыслитель сознательно руководствовался в своем творчестве принципами символизма, обновляя как содержание, так и поэтику романа, ориентируясь на идеи “симфонизма”, синтеза, “многострунности”. #1. Эстетические взгляды А.Белого достаточно полно охарактеризованы в многочисленных работах исследователей, как в контексте младосимволизма, так и с точки зрения эволюции самого творческого метода писателя Л.А.Колобаева, З.Г.Минц, К.Н.Орлов, Н.П. Пустыгина и др.). Долгополов Особое внимание литературоведов направлено на роман “Петербург”: широко известные работы Л.К.Долгополова, Н.П.Пустыгиной, В.Пискунова, С.П.Ильева и т. д. Неповторимое своеобразие поэтики писателя исследуется в работах А.Авраменко, Г.Белой, Н.А.Кожевниковой, Е.Мельниковой-Григорьевой, А.Новикова, Л.Силард, Т.Хмельницкой, И.Черникова и др. Мы же попытаемся рассмотреть художественное творчество писателя в контексте культуры Серебряного века как ее порождение, с одной стороны, и с позиций осмысления порубежной эпохи О в его произведениях с другой. В нашу задачу будет входить также исследование стилевых мотивов прозы А.Белого с точки зрения стилевых доминант культурной эпохи Серебряного века и с позиций своеобразия авторских новообразований. Однако, прежде всего, нам представляется целесообразным остановиться на истоках жизнетворчества писателя, его концептуальных построениях и определяющих категориях его художественного мира. Без чего не представляется возможным осмыслить в полной мере, со всей присущей глубиной своеобразие индивидуального авторского стиля, явленное нам в прозе А. Белого. Андрей Белый всем своим творчеством призывал человека стать «художником жизни» и стремиться к “новой рациональности”. Постигая гносеологические глубины человекопознания, Андрей Белый, по мнению М.А. Маслина, не переходит « ту грань, которая отделяет оформленный метафизическисистематизированный образ человека от анализа живой конкретной личности во всем 227 |
ГЛАВА IV. РОМАНЫ-МИСТЕРИИ АНДРЕЯ БЕЛОГО. 1. “Я путь и стремление к дальнему”: концепция личности в эстетике Андрея Белого. Проза А.Белого кульминационный этап в развитии русского символистского романа. Этот факт обусловлен тем, что именно представители “второй волны символизма, одним из лидеров которой был А.Белый, разработали теорию символа и осознали необходимость выйти к многообразию жизни из замкнутого круга одинокого “я”. Поэт, философ, мистик, культуролог, критик, А.Белый в своих многочисленных статьях стремился сформулировать теорию символизма как универсальное мировоззрение, решающее онтологические, гносеологические, аксиологические, эстетические, практические проблемы бытия человека в мире. Художник-мыслитель сознательно руководствовался в своем творчестве принципами символизма, обновляя как содержание, так и поэтику романа, ориентируясь на идею “симфонизма”, синтеза, “много»>струнности . Эстетические взгляды А.Белого достаточно полно охарактеризованы в многочисленных работах исследователей, как в контексте младосимволизма, так и с точки зрения эволюции самого Белого (Л.К.Долгополов, Л.А.Колобаева, З.Г.Минц, К.Н.Орлов, Н.П.Пустыгина и др.). В.А.Сарычев обстоятельно анализирует эволюцию идеи “жизнетворчества” в сознании Белого [1]; проблема теургии исследуется в статьях Р.фон Майдель [2] и З.О.Юрьевой [3]. Особое внимание литературоведов направлено на роман “Петербург”: помимо широко известных работ Л.К. Долгополова, Н.П.Пустыгиной, В.Пискунова, С.П.Ильева, О.А.Клинга, назовем статьи последних лет: Л.Аннинский. “На кровях (Андрей Белый: путешествие из “Петербурга” в “Москву” полтора века спустя)” [4]; П.Песонен. “Образ Христа в “Петербурге” Андрея Белого [5]”; О.Пресняков. “От личности автора к его стилевой структуре (А.Белый. “Петербург”)” [6].. Неповторимое своеобразие поэтики писателя исследуется в работах А.Авраменко, Г.Белой, Н.А.Кожевниковой, Е.Мельниковой-Григорьевой, А. Новикова, Л.Силард, Т.Хмельницкой, И.Черникова, Ю.Шатина и др. В последнее время ставится и проблема жанра романов А.Белого. Так, на Второй международной научной конференции, посвященной творчеству писателя (Москва, октябрь 1994) в докладе Л.А.Колобаевой трилогия А.Белого |