*' 752 душонкой” ее мужа, купца Еропегина, тогда как его “скромный и благолепный образ выражал прекрасную душу супруги Наиболее настойчиво подчеркивается Белым двойственность Кудеярова. У него не лицо, а пол-лица, а если “стать против носа”, “никакого не будет лица, а так что-то... разводы какие-то все 753 Эмблематично описание одежды персонажей. Например, Петр Дарьяльский в пору его своеобразного “хождения в народ”, играет роль “прохожего молодца” и костюмирован в красную рубаху. Приняв решение уйти из секты и вернуться в мир культуры, Дарьяльский поражает Сухорукова городским, европейским видом — он в шляпе и с тростью. Декоративно-яркие, локальные цвета второстепенных фигур: это не столько люди, сколько цветовые пятна, сливающиеся с общим красочным. Открыто-аллегоричен пейзаж, также подчиненный принципу оборотничества. Декоративная яркость целебеевских закатов постепенно темнеет, создавая зловещую эмоциональную атмосферу: “...сухие прутья теперь открывались в тусклую мглу востока55754 Дарьяльский идез “красное, злое”755 на восток, в мрак, в беспутство”, и солнце над селом теперь Пейзаж, по замечанию Н. Барковской, дополняется эмблематичными деталями: визжащие стрижи атрибут Целебеева, кроткая ласточка из мира Гуголева, из девичьего мира Кати. Одна из центральных эмблем голубь, причем неоднократно автор подчеркивает, что у “белого бисерного голубя на голубой шелковой скатерти (принадлежность радений) — ястребиный клюв”756. Этот голубь нгн также оборачивается белым бескровным нетопырем , а на посохе нищего Абрама голубь не серебряный, а оловянно-тусклый. Итак, весь предметный мир призван аккомпанировать судьбе главного 758 героя, выразить путь его искании. Лаконично сообщает автор о житейской биографии Дарьяльского подробнее говорит о его биографии духовной. После увлечения Марксом и 752Белый А. Серебряный голубь. С.60. 753Там же. С.373,41,57. 754Там же. С.27. 755Там же. С.238. 756Там же. С.67, 232. 757Там же. С.67 758Там же. С.45. 263 |
что лик столяра неприятный и страшный “долгоносик просто какой-то”, хотя и пресветлый [38, С.229]. Эмблематично описание одежды персонажей. Петр Дарьяльский в пору его своеобразного “хождения в народ”, играет роль “прохожего молодца” и костюмирован в красную рубаху; ведя полудикую, “звериную” (он сравнивается с волком) жизнь в окрестных лесах, Дарьяльский надевает на голову рогатый венец из еловой ветви. Приняв решение уйти из секты и вернуться в мир культуры, Дарьяльский поражает Сухорукова городским, европейским видом: он в пальто, в шляпе и с тростью. Декоративно-яркие, локальные цвета одежды второстепенных фигур: это не столько люди, сколько цветовые пятна, сливающиеся с общим красочным фоном. Например, целебеевский закат передается чередой фигур, идущих к пруду: красная баба, за ней синяя, а вдали маячит желтая девка с коромыслом [38, С. 144]. Нередко автор сам раскрывает алдеталеи щания Петра с Катей (еще не решенного самим героем) предрекается повествователем через сочетание синего платья героини, ее пепельных волос и красной рубахи Петра: "... синее ее платье, что синее ее небо, в красном, что заря, пламени его одежд: и над этой зарей двух жизней, теперь слиянных, пепел воздушный, разуверений облака” [38, С.119-120]. Открыто аллегоричен пейзаж, также подчиненный принципу оборотничества. Декоративная яркость целебеевских закатов постепенно темнеет, создавая зловещую эмоциональную атмосферу: “...сухие прутья теперь открывались в тусклую мглу востока”[38, С.127], Дарьяльский идет “на восток, в мрак, в беспутство”, и солнце над селом теперь “красное, злое” [38, С.238]. Петр начинает понимать свою ошибку, и узкая полоска зари ясно горит где-то на западе, “на востоке же мгла пепла становилась мглой сине-черной” [38, С.240]. Пейзаж дополняется эмблематичными деталями: визжащие стрижи атрибут Целебеева, кроткая Гуголева ти. Одна из центральных эмблем голубь, причем неоднократно автор подчеркивает, что у “белого бисерного голубя на голубой шелковой скатерти шежность клюв [38, С.67,232]. Этот голубь же оборачивается белым бескровным нетопырем [38, С.67], а на посохе нищего Абрама голубь не серебряный, а оловянно-тусклый. Итак, весь предметный мир призван аккомпанировать судьбе главного героя, выразить путь его исканий. Лаконично сообщает автор о житейской |