самом глубинном уровне содержания “Серебряный голубь” это роман о самом А.Белом. Точнее — о его раздумьях над судьбами русской интеллигенции в России, окрашенной в красный цвет Апокалипсиса и мистерии. Лирическая мелодия лейтмотивов выражает свои эмоциональные образы: одиночество, сиротство, детскость, затерянность в большом и таинственном мире. Россия-заря в конечном итоге воплощается не в Кате (Запад) и не в Матрене (Восток), а в Аннушке Голубятне, “сестрице родненькой, глаза которой без слов обещают. Аннушка (Россия) посылает Дарьяльскому (Белому) призыв сестринский: “Приди ко мне — приди, приди!” Таким образом, в романе “Серебряный голубь” А.Белый объективирует в эпических образах личные ощущения, драму своего сознания (лирическое содержание). Образы мира внешнего в конечном итоге и глубинах смысла становятся символами авторского мироощущения, “ландшафтами” его сознания. Например, один из важнейших образов в романе образ дороги; “Врезалась она сухой усмешкой в большой зеленый целебеевский луг”775. Пыльная дорога ведет прочь от старой патриархальной идиллии к городу смерти Лихову. Дорога символ России на переломе. Как и многие другие образы-концепты, образ дороги в романе восходит к художественному осмыслению судьбы России Гоголем. Для Белого народная Русь уже не представлялась однозначно спасающей силой. Белый вкладывает в образ дороги ощущение собственного духовного “распутья”, “бездорожья”, вовлеченности в движение и восторг, и предчувствие гибели в этом совместном с Россией движении. Петляющая, пропадающая в пространстве дорога, ведущая в пустоту или к смерти эмоциональный эквивалент образа России у Белого. Дорога из Целебеева могла бы и спасти Дарьяльского (если бы он успел на поезд), но она же и привела его в Лихов город смерти. Многомерный, “стереоскопический” роман Белого по-символистски синтезирующий “дух” и “плоть”, “Я” и “Я” народа, страны. Образы-символы, скрепляют содержание и выражают этот синтез. Бездна, над которой замерла Россия, вздыбленная Петром, символически изображена уже в этом романе Андрея Белого. Здесь противопоставлены два ппс Серебряный голубь. С.22. 268 |
подобен “храму” наполняет душу восторгом. Известное стихотворение “Утро” наполнено такими деталями, которые почти буквально повторятся у Белого: облака в огне, белый пар над лугами, роса серебристая, зеркальная вода, кудри лозняка. Весь улыбающийся простор в этом стихотворении залит Изолотыми потоками” утреннего света, алым светом зари). Итак, символы-лейтмотивы и центральный из них образ красных зорь связывают воедино “субъективный” и “объективный” пласты сюжета, интегрируют все оттенки смысла (от обозначения любви страсти до указания на глубины народного сознания и мистическую борьбу Бога с дьяволом), в глубине своего содержания воплощает некую несказанную “тайну”. Движение лейтмотивов, постоянно переплетающихся (перекликающихся друг с другом) создает в романе свой “сюжет” свою лирическую мелодию: горькую, как запах растертой в руках полыни, тоскливую, как крики журавлей, грустную, как сны и мечты, но и тихую, кроткую, с улыбкой сквозь слезы, с жаждой поднебесного покоя (см. главку “Что ему сказала заря” [38, С.258-259]. Эта лирическая мелодия не совпадает до конца ни с историей Дарьяльского, ни с образом природы (т. е. Руси) с ее летом, умирающим в осень. Она влечет за грань оформленных образов к задушевным переживаниям самого А.Белого поэта. Эта третья (“лирическая”) линия сюжета рождается из сопоставления первых двух линий (романа о Дарьяльском и романа о России); на самом глубинном уровне содержания “Серебряный голубь” это роман о самом А.Белом (как и его “сюжетные” стихи зарисовки о бродягах, чиновниках, мужиках в сборнике “Пепел”). Точнее о его раздумьях над судьбами русской интеллигенции в России, окрашенной в красный цвет апокалипсиса и мистерии. Смерть (индивидуальности, интеллигенции, прежней культуры) представляется Белому неизбежной, но и непреложной, как закон природы. Лица сектантов, убивающих Дарьяльского, скорее испуганные, чем злые [38, С.278], они смотря на агонию “без жестокости”, слышен “соболезнующий шопот” [38, С.279]. Это ритуальное убийство, искупительная жертва, необходимая для возрождения России. Лирическая мелодия лейтмотивов выражает свои эмоциональные образы: одиночество, сиротство, детскость, затерянность в большом и таинственном мире. Россия заря в конечном итоге воплощается не в Кате (Запад) и не в Матрене (Восток), а в Аннушке-Голубятке, “сестрице родненькой”, глаза которой без слов обещают то же, что и реченька: “Все-все-все расскажу”... Аннушка (Россия) посылает Дарьяльскому (Белому) призыв сестринский:.4 . « Приди ко мне приди, приди!” Рука Аннушки указывает на путь к смерти, на гибельный путь, но и гибель желанна, как подвиг: “Из-под бледного-бледного, черным покрытого платком лица глядели Петру в лицо Аннушкины большие глаза так задумчиво, так уверенно, так спокойно: строго она там стояла с фонарем в руке ей бросавшим в восковые черты легкосветный. кровавый отсвет; другая же ее рука дверь распахивала в темноту; и протянутая та рука будто ему указывала беспрекословно снизойти туда, где не видел он ничего, кроме тьмы...” [38, С.274]. Таким образом, в романе “Серебряный голубь” А.Белый объективирует в эпических образах личные ощущения, драму своего сознания (лирическое содержание). Образы мира внешнего в конечном итоге, в глубинах смысла становятся символами авторского мироощущения, “ландшафтами” его сознания. Например, один из важнейших образов в романе образ дороги; “Врезалась она сухой усмешкой в большой зеленый целебеевский луг” [38, С.22]. Пыльная дорога ведет прочь от старой патриархальной идиллии к городу смерти Лихову. Дорога символ России на переломе. Как и многие другие образы-концепты, образ дороги в романе восходит к художественному осмыслению судьбы России Гоголем. В лирическом отступлении, заканчивающем первый том “Мертвых душ”, выразились любовь Гоголя к России, вера в ее движениябудущее и вместе с тем незнание путей ее сешься ты, дай ответ? Не дает ответа”). Но это лирическое размышление о России, а не погружение в глубины своего Я, таинственно, противоречиво, фатально связанного с Россией. Сама дорога, по которой несется “бойкая необгонимая55 ставляется прямой, как стрела не видно). В другом лирическом отступлении Гоголь говорит о спасительной дарующей простор Боже! Как ты хороша, подчас, далекая дорога! Сколько раз погибающий и тонущий я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала!” Для Белого народная Русь уже не представлялась однозначно спасающей силой. т Дорога в его романе зло усмехается, ерзает, над ней бешено мечется дождливая мразь; все пространство крутится и пляшет, по сторонам дороги кустыоборотни да злые бесы [38, С.94-56]. Белый вкладывает в образ дороги ощущение собственного духовного “ распутья”, “бездорожья”, вовлеченности в движение и восторг, и предчувствие гибели в этом совместном с Россией движении. Петляющая, пропадающая в пространстве дорога, ведущая в пустоту или |