Проверяемый текст
Барковская Нина Владимировна; Поэтика символистского романа (Диссертация 1996)
[стр. 302]

В фоне происходит деперсонификация “Я” героев.
Однако обособленность героев друг от друга, по убеждению Белого, должна быть снята, поскольку “Я” и “Ты” должны раскрыться в соборном “Мы”873.
Отчасти на высшее всеединство, на соборное “Мы” намекает в романе образ Христа.
Но это образ мерцающий, ускользающий, лишь предчувствуемый героями.
Белое домино, “кто-то печальный и длинный”,
“с грустным светом вокруг чела и костенеющих пальцев” это “дивное очертание” на миг возникает перед взором Софьи Петровны, Николая Аполлоновича, самого сенатора, обещая надежду героям в самые катастрофические моменты их жизни.
Но тут же божественный
призрак тает, О Н А оборачиваясь то околоточным надзирателем , то Сергеем Сергеевичем Лихутиным, имеющим “идиотический вид после неудавшегося самоубийства875, а то даже белый атлас домино карикатурно оборачивается Лихутиным “во всем белом: в белой сорочке и белых кальсонах” .
Образа Воскресения Христова нет в романе, но несколько раз возникает образ распятия877.

Страдает и разрывается прежнее сознание героев, и кажется им, что сейчас вспыхнет светоч и Голос изречет.
Но примирения и духовного возрождения
не происходит (“Но голоса не было.
Светоча тоже не было.
Была тьма”878,
и “круглый ноль” остается ужасным содержанием души879.
“Ты” героев романа сочетается с “Он”, когда автор смотрит на героя не как на Лицо, а как на предмет изображения, полифонизм сосуществует с монологизмом.
Кроме того, героям (и автору) как людям своего времени и не суждено достичь идеала.
Они переживают трагедию истории, “третье испытание” (битву с драконом), “мистерию человеческих кризисов”880.

Наряду с принципом вечного повторения, кольца, вечности, художественное время в романе организовано по другому принципу принципу строгой однонаправленности, векторности, необратимости.
Время неумолимо стремится к взрыву Апокалипсису, Страшному Суду, возмездию, “Беспощадный зуб
времени”88 изменяет петровские параллельные правильные линии882, опустел Летний сад, “поуменыпился”.
873Булгаков С.Н.
Соч.
В 2-х т.
т.1, с.440, 441.
874Долгополов Л.К.
Роман А.
Белого “Петербург”.
// Белый А.
Петербург.
Л., 1981.,С.181 875Там же.
С.321.
876Там же.
С.135.
877Там же.
С .371,572,374 и др.
878Там же.
С.372.
879Там же.
С.239.
880Долгополов Л.К.
Роман А.
Белого “Петербург”.
// Белый А.
Петербург,Л., 1981.
С.505, 504.
88Там же.
С.143.
882Там же.
С.23.
302
[стр. 338]

знается: (С буквы Ы.
Все дурные слова пишутся с этой буквы 99 [49, С.647].
И хотя в романе А.Белый пытается с помощью иронии отойти на позицию вненаходимости по отношению к переживаниям героев, слишком много личного угадывается в мозговой игре, воплотившейся в обстоятельство романа.
Самые мрачные сцены “Петербурга” были написаны А.Белым в пустом * доме в Бобровке, в “конденсированной жути молчания, одиночества”.
Белый вспоминал:”...я усиленно работал над субъективными переживаниями сына сенатора, в которые вложил нечто от личных своих тогдашних переживаний; сиро было мне одному в заброшенном доме в сумерках повисать над темными безднами “Петербурга”; в окнах мигали помахи метелей, с визгом баламутивших суровый ландшафт, в неосвещенных, пустых коридорах и залах слышались глухие поскрипы; охи и вздохи томились в трубах...” [49, С.507-508].
Почему же герои романа (а с ними и автор) остаются одинокими, причем, не в житейском только, а в космическом масштабе? Дудкин свидетельствует, что в сскосмических временах и в космических пространствах”, “не было ни души: ни человека, ни тени.
И пустовали пространства” [49, С.302].
Прежде всего, непреодоленность одиночества обусловлена тем, что каждый герой зеркально отражается в другом.
С.Н.Булгаков утверждает, что “Я” смотрится в “Ты”, как « ГТ99 еще не вполне выходит из себя.
Нужно второе “ты”в свое зеркало, то есть "Я или третье “Я”, чтобы устранить зеркальность, вечную возвращаемость “Я” и “Ты” должны раскрыться в соборном(“турн-турн-турн” [49, С.259].
“Мы” [56].
Отчасти на высшее всеединство, на соборное “Мы” намекает в романе образ Христа.
Но это образ мерцающий, ускользающий, лишь предчувствуемый героями.
Белое домино, “кто-то печальный и длинный”,
с грустным светом вокруг чела и костенеющих пальцев это “дивное очертание” на миг возникает перед взором Софьи Петровны, Николая Аполлоновича, самого сенатора, обещая надежду героям в самые катастрофические моменты их жизни.
Но тут же божественный
признак тает, оборачиваясь то околоточным надзирателем [49, С.181], то Сергеем Сергеевичем Лихутиным, имеющим “идиотический вид” после неудавшегося самоубийства [49, С.321], а то даже белый атлас домино карикатурно оборачивается Лихутиным “во всем белом: в белой сорочке и белых кальсонах” [49, С.135].
Образа Воскресения Христова нет в романе, но несколько раз возникает образ распятия
[49, С.371-372, 374 и др.]).
Страдает и разрывается прежнее сознание героев, и кажется им, что сейчас вспыхнет светоч и Голос изречет.
Но примирения и духовного возрожде


[стр.,339]

ния не происходит (“Но голоса не было.
Светоча тоже не было.
Была тьма”
[49, С.372]), и “круглый ноль” остается ужасным содержанием души [49, С.239].
“Ты” героев романа сочетается с “Он”, когда автор смотрит на героя не как на Лицо, а как на предмет изображения, полифонизм сосуществует с монологизмом.
Кроме того, героям (и автору) как людям своего времени и не суждено достичь идеала.
Они переживают трагедию истории, “третье испытание” (битву с драконом), “мистерию человеческих кризисов”
[49, С.505, 504].
Наряду с принципом вечного повторения, кольца, вечности, художественное время в романе организовано по другому принципу принципу строгой однонаправленности, векторности, необратимости.
Время неумолимо стремится к взрыву Апокалипсису, Страшному Суду, возмездию, “Беспощадный зуб
времени99 [49, С.143] изменяет петровские параллельные правильные линии [49, С.23], опустел Летний сад, “поуменьшился”.
Проходят века, проходит лето, проходит юность: “Что ты сделало, время?” [49, С.379].
Сказуемое-связка “есть” (бытие) сменяется сказуемым “был” (небытие): в Учреждении “есть Аполлон Аполлонович: верней “был”, потому что он умер...” [49, С.ЗЗЗ].
Заведенная бомба неумолимо отсчитывает секунды; взрыв через двадцать четыре часа будет.
Выше уже отмечалось, что одной из констант в потоке времени, в “орнаменте” повествования является каменная кариатида.
Над собой она видит переменчивое, вечное небо (природу), под собой она видит переменчивую, вечную людскую многоножку (историю); сама же она статична и неизменна.
Но Белый провидит взрыв даже этой кариатиды: “Распрямились бы мускулистые руки на взлетевших над каменной головою локтях; и резцом иссеченное тело рванулось бы бешено; в гулком реве, в протяжено-отчаянном реве, разорвался бы рот...
каменным градом на улицу оборвалось бы старое изваяние это, описавши в мрачнеющем воздухе и стремительную, и ослепительную дугу; и кровавясь осколками, улеглось бы оно на испуганных котелках, проходивших здесь мертвенно, монотонно, медлительно” [49, С.265-266].
Герои пленники земного времени, земные отцы и дети, они лишь в какой-то степени и на какой-то миг приближаются к идеалу духовного рождения, символически выявляют скрыто существующие процессы метаистории, только предчувствуют тайное.
Отношение отцовства сыновства имеет сакральный, высший смысл в догмате христианства о святой Троице.
С.Н.Булгаков говорит о равноправии (ипостасности), нераздельности и неслиянности

[Back]