Проверяемый текст
Барковская Нина Владимировна; Поэтика символистского романа (Диссертация 1996)
[стр. 343]

4 ( “Стиль” — ключевой “прасимвол”, символ-интегратор в метаисторических романах Брюсова.
Внутренний мир романов Брюсова, состоящий из вполне завершенных, пластичных и “археологически точных образов”, мало затронут процессами символизации поэтики.
Символизация разворачивается, прежде всего, на границах его произведений, обостряющих чувство контекста (жизненного и литературного).
Символом является текст в целом, как книга, как знак целого ряда инвариантных, но нетождественных значений.
Подчеркнутая “литературность” (словесная выраженность, “словесная магия” романов Брюсова акцентировала семиотический аспект искусств, который позднее стал предметом теоретической рефлексии, например, в трудах чешского структуралиста Макаржовского, считавшего, что
"чувственно воспринимаемое произведение предмет по отношению к этому нематериальному объекту (“эстетическому объекту”, существующему в сознании) — является только внешним символом.968 Такое внимание Брюсова к внешней, словесной оформленности произведения предваряло все возрастающую роль активности художественной формы в процессах символизации, свойственную романам Ф.Сологуба и Андрея Белого.
В своих исторических романах В.
Брюсов предпринял попытку создания “аппарата изысканных реминисценций, примет воспроизводимых эпох”.
Если вспомнить неопубликованную статью писателя “Пределы фантазии” (1912-1913 гг.), то здесь В.
Брюсов вполне определенно выразил свой взгляд на исторический роман как на разновидность фантастических “путешествий во времени”: “В сущности, говоря, все исторические романы носят в себе элемент фантастический.
Перенося действие в глубь времен, романисты до известной степени создают обстановку фантастическую, во всяком случае, не похожую на нашу”.
Если принять во внимание это мнение и соотнести его с однотипностью сюжетных коллизий в различных прозаических жанрах у В.
Брюсова, с повторяемостью центрального героя, который, как правило, занимает промежуточную позицию между сменяющими друг друга культурно-историческими эпохами, станет понятным, что и прошлые, и предполагаемые будущие миры у В.
Брюсова всего лишь костюмы, в которые настойчиво облекается одна проблема: неизбежность борьбы между сменяющими друг друга эпохами и культурами, которые рассматриваются писателем как длинная цепь замкнутых монад.
*
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------9б8Цит.
по Нире Лайош.
Единство и несходство теорий авангарда.// От мифа к литературе.
С.
327.
343
[стр. 141]

ва эктропическим , или синтетичным пространством единства автора и текста, в котором “автор” описывается через текст и текст через автора; поэт творит текст, а текст формирует поэта.
Активное формирование этого вида пространства шло именно в символизме, ибо, по мнению исследователя, “проблема единства поэта и создаваемого им текста может возникнуть лишь в том духовном контексте, где признается внутренняя глубинная связь творца и творения, субъекта творчества и его объекта” [92].
Брюсовские романыстилизации это романы-имитации “правдивых повестей” прошлых эпох, но “чужой” стиль совпадает с его собственным стилем, становится “своим”.
Брюсов человек начала XX века совпадает в некоторых существенных особенностях с Рупрехтом еком Реформации в Германии XVI века и с Юнием Аналогии между культурными эпохами подчеркив ют общечеловеческий, всемирный характер брюсовского героя человека творца, для которого красноречие (риторика) это словесная магия, преодолевающая хаос.
66 Стиль” ключевой “прасимвол”, символ-интегратор в метаисторических романах Брюсова.
Внутренний мир романов Брюсова, состоящий из вполне завершенных, пластичных и “археологически” точных образов, мало затронут процессами символизации поэтики.
Символизация разворачивается, прежде всего, на границах его произведений, обостряющих чувство контекста (жизненного и литературного).
Символом является текст в целом, как книга, как знак целого ряда инвариантных, но нетождественных значений.
Подчеркнутая “литературность” (словесная выраженность, “словесная магия”) романов Брюсова акцентировала семиотический аспект искусств, который позднее стал предметом теоретической рефлексии, например в трудах чешского структуралиста Макаржовского, считавшего, что
“чувственно воспринимаемое произведение предмет по отношению к этому нематериальному объекту (“эстетическому объекту”, существующему в сознании.
Н.Б.) является только его внешним символом [93].
Такое внимание Брюсова к внешней, словесной оформленности произведения предваряло все возрастающую роль активности художественной формы в процессах символизации, свойственную романам Ф.Сологуба и
А.Белого.
4.
Функции стилизации в модернистской прозе (М .Кузмин, А.Ремизов).
Стилизация, как известно, заключается в имитации автором какого-либо чужого культурного или индивидуального стиля, становящегося при этом не

[Back]