Проверяемый текст
Барковская Нина Владимировна; Поэтика символистского романа (Диссертация 1996)
[стр. 351]

чем в какой бы то ни было другой душе, рушилось в душе Белого здание XIX века и протуманивались очертания XX века Особый интерес в творческом наследии писателя принадлежит, на наш взгляд, его прозаическим произведениям.
Прозу Андрея Белого по праву можно назвать кульминационным этапом в развитии русского символистского романа.
Этот факт обусловлен
уже тем, что именно представители “второй волны” символизма, одним из лидеров которой был А.Белый, разработали теорию символа и осознали необходимость выйти к многообразию жизни из замкнутого круга одинокого “Я”.
Писательская манера А.
Белого сложилась под влиянием лучших традиций русского критического реализма.
Особенно ощутимо воздействие на язык и стиль его творчества Н.В.
Гоголя, Н.А.
Некрасова, М.Е.
Салтыкова-Щедрина, Ф.М.
Достоевского.
А.Белый в своих многочисленных статьях стремился сформулировать теорию1 символизма как универсальное мировоззрение, решающее онтологические, гносеологические, аксиологические, эстетические, практические проблемы бытия человека в мире.
Художник-мыслитель сознательно руководствовался в своем творчестве принципами символизма, обновляя как содержание, так и поэтику романа, ориентируясь на идею “симфонизма”, синтеза,
“многострунности”.
Символисты пытались выработать теорию “внутренней формы” или “мифопоэтической энергии слова”.
Для того чтобы объяснить, почему “живая речь есть всегда музыка невыразимого”, А.
Белый прибегает к понятию, которое выдвинул русский филолог XX века А.А.
Потебня., “внутренней формы слова”.
Свое жизнетворчество Андрей Белый связывал с символической теорией искусства.
Отталкиваясь от утверждения А.А.
Потебни о том, что “символизм художественного творчества есть продолжение символизма слова, то есть его образной внутренней формы”.
“Символ, по определению А.
Белого,это образ, ~ г »985 соединяющий в себе переживания художника и черты, взятые из природы Идея соответствия формы и содержания легла и в основу художественного творчества А.
Белого.
А.
Белый стремился строить художественное произведение как 984Степун Ф.Н.
Указ.
соч.
С.
170..
985 Белый А.
Символизм.
С.76.
[стр. 273]

ГЛАВА IV.
РОМАНЫ-МИСТЕРИИ АНДРЕЯ БЕЛОГО.
1.
“Я путь и стремление к дальнему”: концепция личности в эстетике Андрея Белого.
Проза А.Белого кульминационный этап в развитии русского символистского романа.
Этот факт обусловлен
тем, что именно представители “второй волны символизма, одним из лидеров которой был А.Белый, разработали теорию символа и осознали необходимость выйти к многообразию жизни из замкнутого круга одинокого “я”.
Поэт, философ, мистик, культуролог, критик, А.Белый в своих многочисленных статьях стремился сформулировать теорию символизма как универсальное мировоззрение, решающее онтологические, гносеологические, аксиологические, эстетические, практические проблемы бытия человека в мире.
Художник-мыслитель сознательно руководствовался в своем творчестве принципами символизма, обновляя как содержание, так и поэтику романа, ориентируясь на идею “симфонизма”, синтеза,
“много»>струнности .
Эстетические взгляды А.Белого достаточно полно охарактеризованы в многочисленных работах исследователей, как в контексте младосимволизма, так и с точки зрения эволюции самого Белого (Л.К.Долгополов, Л.А.Колобаева, З.Г.Минц, К.Н.Орлов, Н.П.Пустыгина и др.).
В.А.Сарычев обстоятельно анализирует эволюцию идеи “жизнетворчества” в сознании Белого [1]; проблема теургии исследуется в статьях Р.фон Майдель [2] и З.О.Юрьевой [3].
Особое внимание литературоведов направлено на роман “Петербург”: помимо широко известных работ Л.К.
Долгополова, Н.П.Пустыгиной, В.Пискунова, С.П.Ильева, О.А.Клинга, назовем статьи последних лет: Л.Аннинский.
“На кровях (Андрей Белый: путешествие из “Петербурга” в “Москву” полтора века спустя)” [4]; П.Песонен.
“Образ Христа в “Петербурге” Андрея Белого [5]”; О.Пресняков.
“От личности автора к его стилевой структуре (А.Белый.
“Петербург”)” [6]..
Неповторимое своеобразие поэтики писателя исследуется в работах А.Авраменко, Г.Белой, Н.А.Кожевниковой, Е.Мельниковой-Григорьевой, А.
Новикова, Л.Силард, Т.Хмельницкой, И.Черникова, Ю.Шатина и др.
В последнее время ставится и проблема жанра романов А.Белого.
Так, на Второй международной научной конференции, посвященной творчеству писателя (Москва, октябрь 1994) в докладе Л.А.Колобаевой трилогия А.Белого

[Back]