Проверяемый текст
Барковская Нина Владимировна; Поэтика символистского романа (Диссертация 1996)
[стр. 353]

* •Р 4 грань, которая отделяет оформленный метафизически-систематизированный образ человека от анализа живой конкретной личности во всем богатстве её 987 смысложизненных переживаний» .
Художественный мир писателя основывается на нескольких доминантах и включает в себя множество более частных категорий, каждая из которых нашла индивидуальное и неповторимо своеобразное воплощение в языке Андрея Белого, явившегося ко всему прочему ярким и самобытным стилистом среди писателей-символистов.
Прежде всего, отметим, что А.Белый доводит до конца линию субъективизации художественного мира, окончательно приняв за исходную точку внутренне переживаемый опыт субъекта: символ выразитель переживания, а переживание
“единственная реальность”988 Хронотоп, пространство и цветопись также выступают взаимосвязанными художественными константами поэтики А.
Белого.
Мотивированность данных категорий осуществляется за счет образного содержания целого, в пределах которого приобретается их смысловая значимость, способность к смысловой трансформации, присвоению новых, эмоциональных и ассоциативных оттенков значений.
Отражая соотношение разных сторон произведения, время, пространство и цвет являют собой архитектонический каркас произведения.
Кроме вышесказанного, нельзя не отметить свойственную художественному миру писателя антиномичность, реализующуюся в антитезности образов.
Принципами отражения антиномичности является “поток сознания”, фиксирование отрывочных мыслей, случайных ассоциаций, снов, использование сложной символики, различных стилевых приемов, разрушение синтаксических связей, реформирование традиционного синтаксиса, вовлечение в текст вневербальных средств общения.
В основе сюжета его романов лежит ритуал мистерий, мистически интерпретирующих сокровенные тайны Природы.
Можно сказать, что романы Белого романы-мистерии по замыслу и романы-симфонии по исполнению по своему I 987 Маслин М.А.
Андрей Белый как философ // Белый А.
Душа самосознающая.
М: 1999.
С.
4.
988 Белый А.
Символизм как миропонимание.
С.
372.
353
[стр. 275]

отрицанию реальности во имя “творимой легенды”.
Попытка идемократического символизма” закончилась для Сологуба неудачей.
Мироощущение этого писателя характеризуется отчаянием и ужасом.
А.Белый представитель младосимводизма отвергает “кошмаризм” [8, С.428] декадентов и пытается обрести надежду, найти путь к миру существующего.
Даже Сологуб, по его мнению, показал нам что смерти нет; он указал на нее, и мы увидели, что нет у нас безглазой смерти!” [8, С.392].
В творчестве Белого символизм перестал с необходимостью нуждаться в фантастике.
Для него символизм это мироощущение, то есть особое субъективное ощущение действительности, ощущение мистическое.
Символизм оказался в состоянии интерпретировать любую, в том числе и конкретно-историческую реальность.
Мистическое мироощущение было присуще целому ряду художников-современников Белого и вообще многим людям той переломной эпохи, и в этом смысле можно говорить о реальности мистики об объективном существовании этой психологи% ческой реальности.
А.Белый не случайно пользуется термином “реальная символика”.
Так, он проектировал развитие символизма: “надлежит пройти современному индивидуализму: от Бодлэра к Ибсену, от Ибсена к Ницше, от Ницше Апокалипсису как литературной школы, к символизму как миросозерцанию; путь от Ибсена к Ницше есть путь от символизма, как миросозерцания, к символизму, как мироощущению; это мироощущение ведет к реальной символике; наконец, путь от Ницше до евангелиста Иоанна есть путь от индивидуальной символики к символике коллективной, то есть к окончательной преобразующей религии, символика становится воплощением, символизм-теургией” [9].
Итак, по мнению Белого путь символизма состоит в сближении с жизнью, в преодолении узкого субъективизма, в обретении символизмом эпической широты и масштабности, но при сохранении всей остроты лиризма, непосредственности мистического мироощущения.
Какова логика поисков Белым “выхода в жизнь” в преломлении к эстетике художественного творчества? Прежде всего, отметим, что А.Белый доводит до конца линию субъективизации художественного мира, окончательно приняв за исходную точку внутренне переживаемый опыт субъекта: символ выразитель переживания, а переживание реальность [8, С.372].
Символизм должен углубиться е й внутреннюю « выразить “самосознаю

[Back]