Проверяемый текст
Барковская Нина Владимировна; Поэтика символистского романа (Диссертация 1996)
[стр. 57]

сказалась в увлечении “проблемой Атлантиды”; что в Брюсове «живой деятель...победил позирующего декадента», «общественный темперамент...требовал выхода, пропагандист заявлял о своих правах».
«Историческая жажда Брюсова» все 88 время пыталась «найти утоление» .
Очевидно, все эти изыскания Брюсова-человека, Брюсова-ученого, Брюсоваписателя заставляли его искать в атмосфере порубежья и новые возможности жанра исторического романа, так как «традиционный» исторический роман к началу XX века стал, на его взгляд, бесцветным и потерял активность.
Почему-то в литературоведении достаточно устойчиво бытует мнение о том, что Брюсов-поэт гораздо более велик и талантлив, чем Брюсов-прозаик, и его проза осталась далеко позади в сравнении с его лирикой.
Возможно, поэтому изучение прозаического наследия писателя оставляет желать лучшего.
Хотя в последнее время это положение начало изменяться.
#2.
Прозе В.Брюсова посвящено достаточно большое количество исследований
(Абрамович С., Белецкий А., Бенькович М., Гаспаров М., Гречишкин С., Ельницкая Н., Ломтев С., Лавров А., Пуришев Б., Чмыхов Л., Ясинская 3.
и т.
д.), однако далеко не все вопросы можно считать решенными.
Одни исследователи: А.Белецкий, Л.Григорьев, С.Ломтев склонны считать романы Брюсова “почти” реалистическими.
По мнению
других: З.Минц, Л.Силард и С.Ильева, Брюсов создавал романы символистские.
Об “Огненном ангеле”
С.П.Ильев пишет: “Роман Брюсова — новаторский по отношению к классическому, и в этом смысле — антироман.
С нашей точки зрения, “Огненный ангел” классический символистский роман, образец второго этапа развития символистской романистики...”89
Л.Силард менее высоко оценивает степень новаторства Брюсова в жанре символистского романа.
Исследовательница считает, что “Огненный ангел” шаг вперед по сравнению с романами
Д.С.Мережковского, где все внимание было направлено на понятийный уровень фабулы; Брюсов обновил повествовательную структуру романа, но проблематику оставил “плоскостно-стилизаторской”90.
По88Шервинский С.В.
Ранние встречи с В.
Брюсовым.// Брюсовские чтения 1963 года.Ереван, 1964.
С.
506,507,508.
89 Ильев С.П.
Роман или “правдивая повесть”?// Брюсов В.
Я.
Огненный ангел.М., 1993.
90Силард Л.
Поэтика символистского романа конца XIX начала XX вв.// Проблемы поэтики русского
[стр. 88]

ГЛАВА II.
РОМАНЫ-СТИЛИЗАЦИИ БРЮСОВА.
1.
Проблема “правды” в творческом сознании Брюсова.
Прозе В.Брюсова посвящено достаточно большое количество исследований
[1], однако далеко не все вопросы можно считать решенными.
А.Белецкий, Л.Григорьев, С.Ломтев склонны считать романы Брюсова “почти” реалистическими.
По мнению
З.Минц, Л.Силард, С.Ильева Брюсов создавал романы символистские.
Об “Огненном ангеле”
пишет: “Роман Брюсова новаторский по отношению к классическому, и в этом смысле антироман.
С нашей точки зрения, “Огненный ангел” классический символистский роман, образец второго этапа развития символистской романистики...”
[2].
Правда, Л.Силард менее высоко оценивает степень новаторства Брюсова в жанре символистского романа.
Исследовательница считает, что “Огненный ангел” шаг вперед по сравнению с романами
Мережковского, где все внимание было направлено на понятийный уровень фабулы; Брюсов обновил повествовательную структуру романа, но проблематику оставил 4 4 плоскостностилизаторской” [3].
По-разному решается вопрос о жанре романов.
Большинство исследователей говорят об исторических романах Брюсова.
А.Белецкий, отмечая двойственность авторских устремлений в первом романе (к реалистической стилизации и к модернизму), говорит о том, что “Огненный ангел” для нас роман вдвойне “исторический” [4], ибо знакомит не только с жизнью немецкого общества XVI века, но и с бытом самого Брюсова и московских символистов девятисотых годов.
Заслуга С.П.Ильева видится в детальнейшем рассмотрении пространственно-временной структуры “Огненного ангела”; на основании анализа сделан вывод о синтезировании в романе трех самостоятельных жанровых форм: исповеди, притчи и легенды, что соответствует усилению мифопоэтического и притчевого начала в модернистской прозе начала XX века.
(умается, что внимание исследователей романа “Огненный ангел” сосредоточено в двух направлениях.
Одни из них анализируют то историческое содержание, которое воплотилось в романе; наиболее обстоятельной работой такого рода можно считать статью Б.И.Пуришева “Брюсов и немецкая культура XVI века”.
Другие авторы выявляют биографическую сторону в содержании романа (В.Ходасевич “Конец Ренаты”), а также его социокультурный

[Back]