Проверяемый текст
Барковская Нина Владимировна; Поэтика символистского романа (Диссертация 1996)
[стр. 78]

I л е исторических событиях, а на поведении героев в тех или иных ситуациях»138.
Он же отмечает индеферентность неоромантического автора к тому историческому процессу, который тот описывает: «Читатель, как правило, не сможет обнаружить, на стороне какой исторической силы находятся симпатии автора» .
И далее: «Неоромантики используют общие, закономерные процессы для того, чтобы создать идеальные (с точки зрения драматичности) условия, в которых проявляются частные возможности частного человека» 40.
Именно на этих принципах построен роман В.
Брюсова «Огненный ангел».
Романтическая традиционная форма в его произведении наполняется новым содержанием.
В своем романе Брюсов попытался синтезировать искусство и науку как диалог двух текстов141 если воспользоваться терминологией М.М.Бахтина.
Многообразие жанровых форм (предисловие, посвящение, эпитафия, примечания, исповедь, воспоминания, притча, легенда, миф, повесть, роман) органически сплавлено в один текст произведения, о котором можно сказать, что он представляет собою как бы научное издание литературного памятника.
“Объяснительные примечания” дают систематическое детализированное и многоаспектное освещение нарративного текста "Повести" с позиций научного сознания начала XX века.
Открытия атмосферического преломления света или гелиоцентрической системы Коперника, ставшие научными аксиомами в XX веке, в XVI веке были известны лишь узкому кругу специалистов.
Читатель должен это знать, чтобы правильно оценить эрудицию Рупрехта.
Рассматривая роман “Огненный ангел”, одни исследователи анализируют то историческое содержание, которое воплотилось в произведении ; наиболее обстоятельной работой такого рода можно считать статью Б.И.
Пуришева “Брюсов и немецкая культура XVI века”.
Другие авторы выявляют биографическую сторону в содержании романа (В.Ходасевич “Конец Ренаты”), а также его социокультурный
подтекст (З.Г.
Минц, М.
Кузмин и др.).
38Кулыос С.К.
Формирование философско-эстетических взглядов В.
Брюсова и его творчество 1890-х годов: Автореф.
дис.
канд.
филол.
наук.
Тарту, 1982.
ш Там же.
40Там же.
С.
111.
14Бахтин М.М.
Вопросы литературы и эстетики,М., 1975.
■ "Г \ 78
[стр. 88]

ГЛАВА II.
РОМАНЫ-СТИЛИЗАЦИИ БРЮСОВА.
1.
Проблема “правды” в творческом сознании Брюсова.
Прозе В.Брюсова посвящено достаточно большое количество исследований [1], однако далеко не все вопросы можно считать решенными.
А.Белецкий, Л.Григорьев, С.Ломтев склонны считать романы Брюсова “почти” реалистическими.
По мнению З.Минц, Л.Силард, С.Ильева Брюсов создавал романы символистские.
Об “Огненном ангеле” пишет: “Роман Брюсова новаторский по отношению к классическому, и в этом смысле антироман.
С нашей точки зрения, “Огненный ангел” классический символистский роман, образец второго этапа развития символистской романистики...” [2].
Правда, Л.Силард менее высоко оценивает степень новаторства Брюсова в жанре символистского романа.
Исследовательница считает, что “Огненный ангел” шаг вперед по сравнению с романами Мережковского, где все внимание было направлено на понятийный уровень фабулы; Брюсов обновил повествовательную структуру романа, но проблематику оставил 4 4 плоскостностилизаторской” [3].
По-разному решается вопрос о жанре романов.
Большинство исследователей говорят об исторических романах Брюсова.
А.Белецкий, отмечая двойственность авторских устремлений в первом романе (к реалистической стилизации и к модернизму), говорит о том, что “Огненный ангел” для нас роман вдвойне “исторический” [4], ибо знакомит не только с жизнью немецкого общества XVI века, но и с бытом самого Брюсова и московских символистов девятисотых годов.
Заслуга С.П.Ильева видится в детальнейшем рассмотрении пространственно-временной структуры “Огненного ангела”; на основании анализа сделан вывод о синтезировании в романе трех самостоятельных жанровых форм: исповеди, притчи и легенды, что соответствует усилению мифопоэтического и притчевого начала в модернистской прозе начала XX века.
(умается, что внимание исследователей романа “Огненный ангел” сосредоточено в двух направлениях.
Одни из них анализируют то историческое содержание, которое воплотилось в романе; наиболее обстоятельной работой такого рода можно считать статью Б.И.Пуришева “Брюсов и немецкая культура XVI века”.
Другие авторы выявляют биографическую сторону в содержании романа (В.Ходасевич “Конец Ренаты”), а также его социокультурный

[Back]