Проверяемый текст
Ульянов, Геннадий Владимирович; Трансформация отношений и прав собственности экономических организаций (Диссертация 2001)
[стр. 23]

В-третьих, собственность можно рассматривать как экономический процесс.
Преобразования собственности включают в себя не только переход от одних форм собственности к другим, но и перераспределение прав собственности в рамках одной и той же формы собственности.
Один экономический процесс влияет на другой, и наоборот.
Оценивая преобразование собственности, следует обратить особое внимание и на такой ее экономический критерий, как существенное преобразование в процессе присвоения.
Отношения собственности определенным образом рассматривались в русской
философии и экономической литературе всегда.
В той или иной степени эти проблемы затрагивались, например, в сочинениях первых русских профессоров общественных наук, первых
«смитианцев» в России И.
А.
Третьякова (1736-1776 гг.) и С.
Е.Десницкого (1740-1789 гг.).
И.
А.
Третьяков, впервые излагая идеи А.
Смита, критикуя взгляды меркантилистов, называл заблуждением их мнение, что государственное богатство заключается
«во множестве злата и серебра».
С.
Е.
Десницкий дает трактовку права собственности «по самому высочайшему понятию нынешних просвещеннейших народов».1 ХГХ век выдвинул немало оригинальных мыслителей, которые в своих сочинениях касались, в частности, и проблем собственности.
Петра Лаврова социолога, экономиста, философа и публициста — интересует соотношение таких категорий, как
«собственность» и «справедливость».
Проблемы государственной собственности, а также взаимоотношений государства и частной собственности рассматриваются в работах
Н.
П.
Огарева и Б.
І-І.
Чичерина.
Б.
И.
Чичерин, в частности, придерживался мнения, что основание собственности лежит в отдельной личности, вытекает из природы человека, а государство, 1Десницкий С.Е.
Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения
в различных состояниях обтежительства/УРусская философия собственности.
С 19-20.
23
[стр. 18]

взаимодополняющих подходок представителей различных наук к изучению сущности, содержания и -эволюции собственности можно выделить, с определенной долей условности, грн основных направления: во-первых, это рассмотрение собственности как явления по преимуществу (или совсем) неэкономического (правового, нравственного и т.д.); во-вторых, анализ собственности в противоречивом единстве экономического содержания и юридическом формы; в-третьих, подход к собственности как многомерному явлению.
органически включающему множество составляющих (экономическую, юридическою, политнчеекую, социально-психологическую, культурную И Т .Д .).
Русские мыслители и политические деятели не остались в стороне от научной и идеологической полемики по проблемам собственности, рассматривая ее как с юридической, экономической, так и моральнонравственной точек зрения.
Богатое наследие, оставленное нам этими во многом чрезвычайно оригинальными исследователями недостаточно оценено, а подчас объективная научная оценка заменялась идеологическими штампами.
Сочинения же русских учепых-эмигрантов, в частности “евразийцев1', оставались долгое время неизвестными широкой научной общественности.
Отношения собственности определенным образом рассматривались в русской
философской и экономической литературе всегда.
В той или иной степени эти проблемы затрагивались, например, в сочинениях первых русских профессоров общественных наук, первых
“смитианцсв" в России И.Л.
Третьякова (1736-1776 гг.) и С.Е.Десницкого (1740-1789 гг.).
И.А.
Третьяков, впервые излагая идеи А.Смита, критикуя взгляды меркантилистов, называл заблуждением их мнение, что государственное богатство заключается
“во множестве злата и серебра”.
Данный предрассудок приводит к некоторым вредным последствиям, таким как запрещение вывоза денег из страны.
“Такое запрещение, пишет он, чрезмерно вредно той земле, ибо.
в каком бы государстве ни находилась какая часть денег сверх обращения, почитать ту должно точно за мертвое сокровище, в земле сохраненное”.


[стр.,19]

Богатство нации в товарах, создаваемых для потребления человека.
‘'Хлеба и подобных сему припасов, подчеркивает И.Л.Третьяков, всегда в большом изобилии иметь можно, нежели достать злата, серебра, драгоценных камней и проч., ибо одно в ближайшем находится достижении для человеческого трудолюбия, нежели другое1'.
И.Л.Третьяков.
рассуждая о таких понятиях, характеризующих собственность и стоимость, как ограниченность и изобилие благ, пишет, что "вода для того дешева, что мы ею изобильны, в местах безводных и часто в походах ее дорого покупают; драгоценные камни для того дороги, что их немного".1 Таким оорашм, он разъясняет положение, которое получило впоследствии название "парадокса Смита".
Проблема собственности занимает нейтральное место в системе взглядов С.Е.Десницкого.
Он дает трактовку права собственности “но самому высочайшему понятию нынешних просвещеннейших народов", которое включает в себя: “ I.
Право употреблять свою печць но произволению; 2.
Право взыскивать свою вещь со всякого, завладевшего оною неправедно; 3.
Право отчуждать свою вещь, кому кто хочет, при жизни и по смерти".2 С.Е.Десницкий выдвигает концепцию четырех стадий развития человеческого общества.
Эти стадии ("состояния"): охотничья, скотоводческая, земледельческая (хлебопашественное состояние), коммерческая.
XIX век выдвинул немало оригинальных мыслителей, которые в своих сочинениях касались, в частности, и проблем собственности.
Петра Лаврова социолога, экономиста, философа и публициста интересует соотношение таких категорий, как
“собственность" и “справедливость".
“Для человека то 1 Третьяков И.А.
Рассуждения о причинах изобилия и медлительного обогащения государств как у древних, так и у нынешних народов // Русская философия собственности (ХѴІІІ-ХХвв.) СПб.: Гаиза, 1993 С.26.
2Дссницкий С.Е.
Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения
и различных состояниях общежительства.
// Русская философия собственности.
('.
19-20.


[стр.,20]

20 лишь нравственно, что справедливо; пишет он, все остальное может быть * приятно, полезно, выгодно, благоразумно и т.п., но не имеет право называться справедливым1'.1“...Факт собственности, подчеркивает П.Лавров, относится к области развития эгоистической личности, ...
о справедливости здесь нет и речи..Л* Неординарно отношение Лаврова к взглядам французского социолога и экономиста Пьера Прудона.
Он считал, что суждение о Прудоне как крайнем коммунисте, вызванное его н тестным изречением “собственность это кража", чрезвычайно поверхностно.
“П и кт.
ио мнению II.Лаврова.
гак искхсно по опровергал коммунистические чсч>рии.
п и к т не выставлял гак резко их внутренние противоречия, как Прудон".
Проблемы государственной собственности, а также взаимоотношений государства и частной собственности рассматриваются в работах
II.I I.Огарева и Б.Ы.Чичерина.
Б.Н.Чичерин, в частности, придерживался мнения, что основание собственности лежит в отдельной личности, вытекает из природы человека, а государство, нс создавая собственности, только освящает ее # законом.
В этом смысле “собственность есть краеугольный камень всего гражданского порядка’', и именно поэтому социалистические учения приносят страшный вред, подрывая основания собственности.1234 На рубеже ХІХ-ХХ вв.
в России появляется целая плеяда мыслителей: философов, историков, экономистов, правоведов, которые рассматривают 1Лавров И Л.
Очерки вопросов практической философии.
// Русская философия собственности.
С.82.
2Там же, С.92.
3 Там же, С.89.
Сам П.Ж.Прудон.
вокруг полемики которого с К.Марксом разгорелась впоследствии длительная дискуссия в отечественной экономической литературе, понимал собственность отнюдь не как экономическую категорию.
«Происхождение ренты, так же как и собственности, писал он в работе «Система экономических противоречий, или философия нищеты», лежит, гак сказать, за пределами экономики; оно коренится в психологических и моральных соображениях, стоящих лишь в весьма отдаленной связи с производством богатства».
(Цит.
по: Мокров Г.Г.
Диалектика познания экономических явлений.
М.: Экономика, 1984.
С.30).
4 См.: Чичерин Ь.Н.
Собеіценность и государство//Русская философия собственности.
С.114-115.

[Back]