Проверяемый текст
Курышев, Евгений Юрьевич; Рецепция в российском праве (Диссертация 2005)
[стр. 13]

13 Глава 1 Общая характеристика рецепции § 1.1.
Понятие и происхождение рецепции В правовых системах различных государств встречаются сходные и даже идентичные элементы.
Каким образом одни модели естественно вписываются в правовую систему, а другие отторгаются или видоизменяются.
Является ли процесс рецепции ключом к модернизации правовой системы или заимствования приводят к зависимости одной правовой системы от другой, регрессу национальной правовой системы? По мнению болгарского учёного Н.
Неновски,
«элементы сходства можно обнаружить не только в правовых системах, принадлежащих к последовательно сменяющим друг друга историческим типам права, но и в системах разделенных большими промежутками времени» .
В чём причина этой необычайно частой идентичности? Методологию изучения общественных процессов, протекающих в различных правовых системах,
4 необходимо искать в диалектике философских категорий общего и единичного.
«Общее присутствует в явлении с самого начала и-возникает в
нем в результате его сохранения при переходе одного* качества в другое.
Преемственная связь между тем, что есть и что было, осуществляется не за
счет единичного, а в результате сохранения общего.
Между общим и сохранением существует, таким образом, диалектическая связь, в процессе развития общее сохраняется и, наоборот, сохранение как разновидность устойчивости это не что иное, как проявление устойчивости общего» .
Рассмотрение общего и единичного под углом зрения устойчивого и изменчивого в них показывает, что первое в развитии выступает как неизменное, сохраняющееся и поэтому служит основой преемственности, закономерной связи в процессе преобразования и организации всего развития.
Единичное же, как конкретная форма проявления общего, будучи
1Неновски Н.
Преемственность в праве (перевод с болгарского).
М., 1977.
С.
16.
Мокин Б.Н.
Диалектика устойчивости и изменчивости в развитии.
Саратов, 1987, С.44.
[стр. 6]

исторических этапах.
Отстаивается вывод о неприемлемости « конфессиональной и этноцентристской трансформации региональных правовых систем через тотальную рецепцию соответствующих неюридических регуляторов.
1.
Обоснована категория пределов (меры) рецепции права.
Пределы (мера) рецепции права находятся в зависимости от степени и форм культурного взаимообмена между народами.
Восприятие тех или иных юридических форм иной культуры, происходящее в результате общения народов, получило название аккультурации.
Юридическая аккультурация способствует модернизации права страны-реципиента, которое обогащается новыми принципами и элементами.
Однако в ряде случаев рецепция права может привести к юридической декультурации, которая выражается в том, что прежнее право «отбрасывается», правовая культура реципиента разрушается, в праве возрастает количество противоречий, недопустимых упрощений.
2.
Установлены следующие основные формы юридической декультурации, проявившиеся в российской правовой системе: правовая стагнация; правовая аннигиляция.
Сформулированы рекомендации по системной стабилизации процесса рецепции права в отечественной правовой системе.
Научная и практическая значимость работы.
Содержащиеся в диссертации выводы и положения могут быть использованы при изучении механизма рецепции в отраслях российского права, а также при разработке учебнометодических пособий по общей теории государства и права, сравнительному правоведению, в общетеоретических исследованиях российской правовой системы.
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, двух глав, подразделённых на параграфы, заключения и библиографического списка литературы.
Глава 1.
Общая характеристика рецепции права § 1.
Понятие и происхождение рецепции права В правовых системах различных государств встречаются сходные, и даже идентичные элементы.
По мнению болгарского учёного Н.
Неновски,
«…элементы сходства можно обнаружить не.только в правовых системах, принадлежащих к последовательно сменяющим друг друга историческим типам права, но и в системах, разделенных большими промежутками времени» .
В чём причина этой необычайно частой идентичности? Методологию изучения общественных процессов, протекающих в различных правовых системах,
необходимо искать в диалектике философских категорий общего и единичного.
«Общее присутствует в явлении с самого начала и возникает в
нём в результате его сохранения при переходе одного качества в другое.
Преемственная связь между тем, что есть и что было, осуществляется не за
счёт единичного, а в результате сохранения общего.
Между общим и сохранением существует, таким образом, диалектическая связь; в процессе развития общее сохраняется и, наоборот, сохранение как разновидность устойчивости это не что иное, как проявление устойчивости общего» .
Рассмотрение общего и единичного под углом зрения устойчивого и изменчивого в них показывает, что первое в развитии выступает как неизменное, сохраняющееся и поэтому служит основой преемственности, закономерной связи в процессе преобразования и организации всего развития.
Единичное же, как конкретная форма проявления общего, будучи
противоположностью общего и одновременно находясь с ним в единстве, является в развитии основой изменчивости, органически связанной с устойчивостью .
Процесс рецепции тесно связан также с влиянием на сущность правовой системы.
Философскую категорию «сущность» в литературе обычно связывают с определяющим, главным в предмете.
Сущность является «внутренней основой предметов, явлений, процессов» .
Определение сущности как главного, основного в вещи можно использовать в качестве её исходной дефиниции.
Выделение этой категории связано с тем, что свойства, присущие качеству предмета, и элементы системы

[стр.,75]

2 Беляев И.Д.
История русского законодательства.
СПб., 1999.
С.104-105.
См.: Байтин М.И.
Понятие и классификация функций социалистического государства//Учёные записки Саратовского юридического института.
Вып.
19.
4.1.
Саратов, 1970.
С.5.
3 См.: Байтин М.И.
Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков).
С.
139.
2 См.: Там же.
2 Цит.
по кн.: Летяев В.А.
Рецепция римского права в России XIX начала XX века (историкоправовой аспект).
Волгоград, 2001.
Васьковский Е.
// ЖМЮ.
1899.
Сентябрь.
С.
154.
Рец.
на кн.: Пергаментъ М.Я.
Договорная неустойка и интерес въ римском и современном гражданском праве.
Одесса: Экономическая типография, 1899.
2 См.: Топорнин Б.Н.
Европейское право.
М., 1998.
С.
12.
1 См.: Теория государства и права: Курс лекций.
М., 2001.
С.
415.
2 См.: Там же.
3 4 Баглай М.В.
Конституционное право Российской Федерации.
М., 2002.
С.31.
5 6 Там же.
С.
154.
7 2 См.: Марченко М.Н.
Указ.
соч.
С.536.
-j См.: Гурова Т.В.
Актуальные проблемы теории источников права.
Тольятти, 2001.
С.48.
2 См.: Исаев И.А.
История государства и права России.
М., 1993.
С.45, 73.
2 Гурова Т.В.
Указ.
соч.
С.50.
3 См.: Проблемы общей теории права и государтсва.
М., 1999.
С.267.
2 Момотов В.В.
К вопросу о преобразовании обычного права в закон//Человек и общество на Кавказе.
Проблемы правового бытия: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (15-17 октября 2001 г.).
Ставрополь, 2002.
С.66.
2 Нечипуренко П.Я.
Указ.
соч.
С.19.
2 См.: Закон о трудовом землепользовании от 22 мая 1922 г.//СУ.
1922.
№ 36.
См., например: Летяев В.А.
Рецепция римского права в России XIX начала XX века (историкоправовой аспект): Автореф.
дис.
…д-ра юрид.
наук.
Саратов, 2001.
См., например: Нерсесянц B.C., Муромцев Г.И., Мальцев Г.И.
и др.
Право и культура.
М., 2002.
С.101-113.
Неновски Н.
Преемственность в праве (перевод с болгарского).
М., 1977.
С.
16.
Мокин Б.Н.
Диалектика устойчивости и изменчивости в развитии.
Саратов, 1987.
С.44.

Мокин Б.Н.
Указ.
соч.
С.49.
л Рогуленко Э.Н.
«Сущность» и «явление» в системе категорий и принципов диалектики: Автореф.
дис….
канд.
филос.
наук.
М., 1979.
С.6.
См.: Там же.
С.66.
Мамзин А.С.
О форме и содержании в живой природе.
JL, 1968.
С.7.
См.: Ионашку Т., Нашиц A.M.
К вопросу о сущности социалистического права В’сб.: В.И.
Ленин о соц.
государстве и праве.
М., 1975.
С.307-314, 317, 322-326.
См.: Неновски Н.
Указ.
соч.
С.25.
См., например: Философская энциклопедия.
М., 1967.
Т.4.
С.360.
Неновски Н.
Указ.
соч.
С.22.
См., например: Кедров Б.М.
О повторяемости в процессе развития.
М., 1961.
С.4.
См., например: Дмитрук В.Н.
Теория государства и права.
М., 1999.
С.84.
Родина Е.В.
Преемственность принципов советского государственного права.
М., 1988.
С.5.
Рыбаков В.А.
О понятии преемственности в социалистическом праве//Вестник МГУ.
1978.
Вып.
1.С.40.
Рыбаков В.А.
Указ.
соч.
С.41,42.
Швеков Г.В.
Преемственность в праве (эксплуататорские системы).
М., 1983.
С.9.
Там же.
С.38.
См.: Полесовой М.П.
Указ.
соч.
С.64.
См.: Там же.
С.70.
Полесовой М.П.
Указ.
соч.
С.71.
Мамут JI.C.
Метаморфозы восприятия государства//Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление.
М., 1996.
С.57-58.
Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н.
Социология права.
Ростов н/Д, 2002.
С.438.
Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н.
Социология права.
Ростов н/Д, 2002.
С.439.
Покровский И.А.
Указ.
соч.
С.268,269.
Виноградов П.Г.
Римское право в средневековой Европе.
М., 1898.
С.61.
Там же.
С.268.
Словарь античности/Сост.
Йоханес Ирмшер, Ренате Йоне: Пер.
с нем.
Элис Лан.
М., 1993.
С.484.
Большая советская энциклопедия/Под.
ред.
A.M.
Прохорова.
М., 1975.
С.
67.
Большая советская энциклопедия/Под.
ред.
A.M.
Прохорова.
М., 1975.
С.
67.
Иеринг Р.
Указ.
соч.
С.7.
Пахман С.В.
Указ.
соч., С.6.
См.: Большой юридический словарь/Под ред.
А.Я.
Сухарева, В.Д.

[Back]