Проверяемый текст
Курышев, Евгений Юрьевич; Рецепция в российском праве (Диссертация 2005)
[стр. 18]

совпадают не только терминологически, но и по объему своего содержания».
За два года до Конституции РФ 1993 года о преемственности по отношению к достижениям в области государственного строительства, имевшимся в годы советской социалистической России, говорил и Б.
Н.f Ельцин.
Представляя по поручению Конституционной комиссии проект новой Конституции РФ пятому Съезду народных депутатов РСФСР в ноябре 1991 года, он отметил, что «имеется определенная связь новой Конституции и со своими предшественницами.
Несмотря на известные недостатки, в них содержалось немало удачных формулировок, закреплялись некоторые фундаментальные конституционные принципы.
И было бы неразумно отмахиваться от них при создании проекта новой Конституции» .
Нельзя сводить преемственность
нрава и к повторяемости.
«Не каждое проявление преемственности есть повторяемость, а повторяемость * может быть не только результатом преемственности, но и выступать как результат сознательного использования опыта1 других стран.
Преемственность может быть только в том случае, если правовой материал берётся из предшествующего этапа развития права собственной страны, так как преемственностью является, лишь непосредственная связь двух ближайших этапов развития, лишь результат первого отрицания.
Поэтому нельзя считать преемственностью тот случай, когда исчезнувшие некоторые элементы старого права проявляются снова через’этап,
два или три.
Его следует считать повторением, так как оно предполагает возврат к тому, что было утрачено на предшествующих этапах отрицания»2.
% В свою очередь, категория повторяемости в развитиинеразрывно связана с преемственностью.
Она обусловливает возможность
1Ельцин Б.Н.
Правовую преграду — распаду и хаосу.
Выступление Президента РСФСР, Председателя Конституционной комиссии на пятом Съезде народных депутатов РСФСР.
— КВ, № 9, декабрь 1991, С.
57.
2Рыбаков B.JI.
Указ соч.
С.41, 42.
18
[стр. 8]

«Преемственность в праве объективно существующая связь между этапами его развития.
Содержание её проявляется в сохранении элементов предшествующего этапа развития в последующем» .
Преемственность права это социальный процесс.
По мнению B.
А.
Рыбакова, «Преемственность права процесс сложный и противоречивый.
Процесс, потому что отдельные элементы переходят из одного типа права или этапа развития в другой, то есть происходит движение, в результате которого осуществляется и развитие права… Он также предполагает две стадии: во-первых, передачу накопившегося правового материала одним типом (этапом) права другому, во-вторых, усвоение и использование новым типом (этапом) права этих правовых ценностей.
Сложность процесса преемственности заключается в том, что воспринятые элементы старого права не являются абсолютно «чистыми», они таят тенденцию борьбы с новым, могут при определённых условиях быть проводником отрицательного, старого’.
Развитие права невозможно без преемственности, являющейся основой поступательного движения» .
По мнению Г.В.
Швекова, «…Без исторической преемственности развитие права было бы крайне затруднено… Большое значение имеют элементы нового в праве.
Сочетание традиций и нового в праве — проблема большая и сложная.
Отметим лишь один её аспект: новое в праве только тогда может выполнить свою роль и назначение, когда оно обладает способностью воспринимать и аккумулировать всё то лучшее, подлинно гуманное, что выработано в ходе многовекового правотворческого процесса, а также отвечает назревшим потребностям общественной жизни.
Новое обращено в будущее, но сила его в связи с прошлым.
Новое в праве, не имеющее опоры в уже существующем, может погибнуть, не оказав скольконибудь существенного влияния на его развитие» .
Нельзя сводить преемственность
права к «правовому наследию», «правопреемственности» или «опыту».
В.А.
Рыбаков указывает на то, что «… эти понятия не совпадают не только терминологически, но и по объему своего содержания».
Нельзя сводить преемственность права и к повторяемости.
«Не каждое проявление преемственности есть повторяемость, а повторяемость может быть не только результатом преемственности, но и выступать как результат сознательного использования опыта других стран.
Преемственность может быть только в том случае, если правовой материал берётся из предшествующего этапа развития права собственной страны, так как преемственностью является лишь непосредственная связь двух ближайших этапов развития, лишь результат первого отрицания.
Поэтому нельзя считать преемственностью тот случай, когда исчезнувшие некоторые элементы старого права проявляются снова через
этап, два или три.
Его следует считать повторением, так как оно предполагает возврат к тому, что было утрачено на предшествующих этапах отрицания» .
В свою очередь, категория повторяемости в развитии неразрывно связана с преемственностью.
Она обусловливает возможность
повторяемости, реально создаёт основу и происходит всякий раз на высшей базе .
Под повторяемостью обычно понимают воспроизведение, проявление в какойлибо вещи или процессе того, что уже было, а затем возникло вновь в том или преобразованном виде.
Повторяемость есть «разумная абстракция», поскольку она реально выражает признаки, общие для всех видов повторяемости в природе.
Какие именно признаки того или иного явления повторяются в некотором другом явлении, зависит от соответствующих условий .
При повторяемости, во-первых, повторяются не все черты старого в новом, низшего в высшем, а лишь частично, неполно и т.п.
Эта особенность повторяемости связана со специфическими условиями временных отношений в развитии их необратимости.
Во-вторых, возникновение положительного в развитии обладает свойством неизменного сохранения и в то же время преобразования уже возникшего, реализованного.
Известные свойства, признаки, качества и т.п.
низшей ступени не только удерживаются, сохраняются в высшей стадии, но и преобразуются повторяемостью, то есть проявляются в несколько ином изменённом виде, на качественно иной основе.
В-третьих, условия, в которых реализуется повторяемость, никогда не бывают и не могут быть адекватными, повторными.
Когда воспроизводятся отдельные черты, особенности, признаки, то это не простое повторение, не безжизненная однотипность, лишённая качественного многообразия, а диалектический процесс, смена качественных ступеней, их взаимопереходы .
Повторяемость и преемственность выражают единый диалектический процесс развития.
В соотношении повторяемости и преемственности есть свои особенности.
Они заключаются в том, что в развитии общества повторяемость проявляется в сохранении и воспроизведении в преобразованном виде таких моментов, как производительные силы и производственные отношения, культура, мораль, язык и других элементов предшествующих общественно

[Back]