Проверяемый текст
Курышев, Евгений Юрьевич; Рецепция в российском праве (Диссертация 2005)
[стр. 20]

В соотношении повторяемости и преемственности есть свои особенности.
Они заключаются в том, что в развитии общества повторяемость проявляется в сохранении и воспроизведении в преобразованном виде таких моментов, как производительные силы и производственные отношения, культура, мораль, язык и других элементов предшествующих общественно-экономических
формаций.
Между тем в этих условиях не всегда чётко обнаруживается повторяемость, наблюдаемая на одной ступени развития.
Поэтому повторяемость может выступать в двух видах: одностепенная и двухстепенная.
Одностепенная повторяемость * не всегда может полностью проявить себя в результате первого отрицания.
Она может быть в типичных случаях двухстепенной, выступать общим итогом только двойного отрицания и представлять как бы возврат к некоторым свойствам исходной ступени через одну или несколько ступеней.
Чем шире границы и глубина преемственности, тем длительнее по своему объёму повторяемость.
При отсутствии преемственности повторяемость может полностью исключаться; тогда не будет отрицания1и
необратимого изменения вообще1.
Поступательное развитие возникает при таких повторяющихся связях и отношениях, когда между предшествующими и последующими состояниями создаётся преемственная основа для дальнейшего усложнения материальных систем, которые являются незамкнутыми и взаимодействуют с другими системами, изменяющими её состояние .
Другим сопредельным рецепции понятием является «восприятие».
«Восприятие возникает при активизации внимания и его фокусировании на каких-либо предметах, состояниях, событиях и непосредственно и целостно отражает совокупность присущих им свойств.
Воспринимаемый объект содержит в себе единичное и общее, случайное и необходимое, имеет форму и содержание.
Перечисленные качества объекта в том или ином виде
1См.: Полесовой М.П.
Указ.
соч.
С.
70.
См.: Полесовой М.П.
Указ.
соч.
С.
71.
20
[стр. 8]

«Преемственность в праве объективно существующая связь между этапами его развития.
Содержание её проявляется в сохранении элементов предшествующего этапа развития в последующем» .
Преемственность права это социальный процесс.
По мнению B.
А.
Рыбакова, «Преемственность права процесс сложный и противоречивый.
Процесс, потому что отдельные элементы переходят из одного типа права или этапа развития в другой, то есть происходит движение, в результате которого осуществляется и развитие права… Он также предполагает две стадии: во-первых, передачу накопившегося правового материала одним типом (этапом) права другому, во-вторых, усвоение и использование новым типом (этапом) права этих правовых ценностей.
Сложность процесса преемственности заключается в том, что воспринятые элементы старого права не являются абсолютно «чистыми», они таят тенденцию борьбы с новым, могут при определённых условиях быть проводником отрицательного, старого’.
Развитие права невозможно без преемственности, являющейся основой поступательного движения» .
По мнению Г.В.
Швекова, «…Без исторической преемственности развитие права было бы крайне затруднено… Большое значение имеют элементы нового в праве.
Сочетание традиций и нового в праве — проблема большая и сложная.
Отметим лишь один её аспект: новое в праве только тогда может выполнить свою роль и назначение, когда оно обладает способностью воспринимать и аккумулировать всё то лучшее, подлинно гуманное, что выработано в ходе многовекового правотворческого процесса, а также отвечает назревшим потребностям общественной жизни.
Новое обращено в будущее, но сила его в связи с прошлым.
Новое в праве, не имеющее опоры в уже существующем, может погибнуть, не оказав скольконибудь существенного влияния на его развитие» .
Нельзя сводить преемственность права к «правовому наследию», «правопреемственности» или «опыту».
В.А.
Рыбаков указывает на то, что «… эти понятия не совпадают не только терминологически, но и по объему своего содержания».
Нельзя сводить преемственность права и к повторяемости.
«Не каждое проявление преемственности есть повторяемость, а повторяемость может быть не только результатом преемственности, но и выступать как результат сознательного использования опыта других стран.
Преемственность может быть только в том случае, если правовой материал берётся из предшествующего этапа развития права собственной страны, так как преемственностью является лишь непосредственная связь двух ближайших этапов развития, лишь результат первого отрицания.
Поэтому нельзя считать преемственностью тот случай, когда исчезнувшие некоторые элементы старого права проявляются снова через этап, два или три.
Его следует считать повторением, так как оно предполагает возврат к тому, что было утрачено на предшествующих этапах отрицания» .
В свою очередь, категория повторяемости в развитии неразрывно связана с преемственностью.
Она обусловливает возможность повторяемости, реально создаёт основу и происходит всякий раз на высшей базе .
Под повторяемостью обычно понимают воспроизведение, проявление в какойлибо вещи или процессе того, что уже было, а затем возникло вновь в том или преобразованном виде.
Повторяемость есть «разумная абстракция», поскольку она реально выражает признаки, общие для всех видов повторяемости в природе.
Какие именно признаки того или иного явления повторяются в некотором другом явлении, зависит от соответствующих условий .
При повторяемости, во-первых, повторяются не все черты старого в новом, низшего в высшем, а лишь частично, неполно и т.п.
Эта особенность повторяемости связана со специфическими условиями временных отношений в развитии их необратимости.
Во-вторых, возникновение положительного в развитии обладает свойством неизменного сохранения и в то же время преобразования уже возникшего, реализованного.
Известные свойства, признаки, качества и т.п.
низшей ступени не только удерживаются, сохраняются в высшей стадии, но и преобразуются повторяемостью, то есть проявляются в несколько ином изменённом виде, на качественно иной основе.
В-третьих, условия, в которых реализуется повторяемость, никогда не бывают и не могут быть адекватными, повторными.
Когда воспроизводятся отдельные черты, особенности, признаки, то это не простое повторение, не безжизненная однотипность, лишённая качественного многообразия, а диалектический процесс, смена качественных ступеней, их взаимопереходы .
Повторяемость и преемственность выражают единый диалектический процесс развития.
В соотношении повторяемости и преемственности есть свои особенности.
Они заключаются в том, что в развитии общества повторяемость проявляется в сохранении и воспроизведении в преобразованном виде таких моментов, как производительные силы и производственные отношения, культура, мораль, язык и других элементов предшествующих общественно


[стр.,9]

экономических формаций.
Между тем в этих условиях не всегда чётко обнаруживается повторяемость, наблюдаемая на одной ступени развития.
Поэтому повторяемость может выступать в двух видах: одностепенная и двухстепенная.
Одностепенная повторяемость не всегда может полностью проявить себя в результате первого отрицания.
Она может быть в типичных случаях двухстепенной, выступать общим итогом только двойного отрицания и представлять как бы возврат к некоторым свойствам исходной ступени через одну или несколько ступеней.
Чем шире границы и глубина преемственности, тем длительнее по своему объёму повторяемость.
При отсутствии преемственности повторяемость может полностью исключаться; тогда не будет отрицания
и необратимого изменения вообще .
Поступательное развитие возникает при таких повторяющихся связях и отношениях, когда между предшествующими и последующими состояниями создаётся преемственная основа для дальнейшего усложнения материальных систем, которые являются незамкнутыми и взаимодействуют с другими системами, изменяющими её состояние .
Другим сопредельным рецепции понятием является «восприятие».
«Восприятие возникает при активизации внимания и его фокусировании на каких-либо предметах, состояниях, событиях и непосредственно и целостно отражает совокупность присущих им свойств.
Воспринимаемый объект содержит в себе единичное и общее, случайное и необходимое, имеет форму и содержание.
Перечисленные качества объекта в том или ином виде
«пересаживаются» в восприятие, ярче (сильнее) либо слабее «схватываются» им.
Восприятие всегда неполно, не исчерпывает объект до конца.
Оно избирательно.
Причём в ря^е случаев избирательность оказывается настолько сильной, что человек не воспринимает даже того, что совершенно очевидно для других.
Обычно он бывает слеп и глух, невосприимчив ввиду своей заинтересованности.
То, какая конкретно сторона объекта воспринимается, степень, острота её восприятия зависят от многих причин, и, прежде всего, от уровня интеллекта и образованности людей, от их познавательного опыта, от господствующих в обществе идеологических и гносеологических парадигм, от социальных установок (интересов) и ожиданий субъектов, от преследуемых ими практических и исследовательских целей» .
К «восприятию» права непосредственно «примыкает» категория заимствования в праве.
Некоторыми современными авторами это понятие характеризуется как «…слабо изученный феномен» .
Как правило, правовой институт трансформируется под воздействием внутренних национальных факторов.
Однако они, привносимые в правовую систему обусловлены внешними источниками.
Заимствование может иметь место тогда, когда правовая система сталкивается с коренной проблемой и традиционные решения неэффективны.
Случается и так, что речь идёт о юридической конструкции, детали, не имеющей большого значения, а «импортёр» осуществляет заимствование по причине её технического превосходства.
Чаще всего, однако, заимствование касается фундаментальных элементов права.
В этом случае в силу внутренней логической связи установлений, регламентирующих один и тот же правовой вопрос, заимствованная норма играет роль своего рода фермента и способствует трансформации всего института — либо путём буквального копирования, либо посредством синтеза элементов национального и иностранного права.
В зарубежной литературе предполагалось заимствовать не отдельную норму или даже институт, а юридическую систему в целом .
Классическим примером возрождения целой системы права является возрождение римского права в Западной Европе начиная с конца XI века.
Существует понятие рецепции в более узком историко-правовом смысле, под которым понимается использование системы римского права в некоторых европейских странах, в частности в России XIX в.
(реформа М.М.
Сперанского).
В данном случае рецепция оказывает воздействие на отдельные части национального права, в частности гражданское право.
Классическое понятие рецепции относится к возрождению римского частного права в Средневековой Европе (Германия, Италия XII-XV вв.).
После беспокойного периода переселения народов и устроения средневековых государств начинается этап, когда всё, что было продумано и создано «античным гением», делается понятным и ценным его наследникам.
Наступает возрождение античного права, античной культуры, античного искусства.
Римское право делается предметом изучения; оно начинает применяться в судах; совершается то, что носит название рецепции римского права.
Римское право периода его рецепции в Западной Европе стало применяться для регулирования общественных отношений в период зарождения капитализма в Новое время.
В этот период оно было отчасти изменено и модернизировано в соответствии с потребностями новой эпохи.

[Back]