21 «пересаживаются» в восприятие, ярче (сильнее) либо слабее «схватываются» им. Восприятие всегда неполно, не исчерпывает объект до конца. Оно избирательно. Причем в ряде случаев избирательность оказывается настолько сильной, что человек не воспринимает даже того, что совершенно очевидно для других. Обычно он бывает слеп и глух, невосприимчив ввиду своей заинтересованности. То, какая конкретно сторона объекта воспринимается, степень, острота её восприятия зависят от многих причин, и, прежде всего, от уровня интеллекта и образованности людей, от их познавательного опыта, от господствующих в обществе идеологических и гносеологических парадигм, от социальных установок (интересов) и ожиданий субъектов, от преследуемых ими практических и 1исследовательских целей» . В научной литературе термин «рецепция» используется довольно часто. Под ним понимается, прежде всего, процесс заимствования чеголибо. Этимология слова «рецепция» тесно связана с практическим применением её в социальной жизни. Дать правильное определение Ф рецепции на первоначальном этапе исследования трудно, равно как и установить точное время первоначального употребления этого слова с той же сущностью и содержанием, которые характерны для современного обозначения этого многостороннего явления. Понятие рецепции имеет широкое значение. Рецепция в широком смысле осознанное заимствование и освоение богатства чужой культуры в целях собственной . Понятие рецепции античности есть энциклопедическое, в большей или меньшей степени социально обусловленное, сознательное заимствование идеи, материалов, мотивов из культурного греко-римского Мамут Л.С. Метаморфозы восприятия государства / Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М, 1996. С.57-58. “ Словарь античности / Сост. Йоханес Ирмтер, Ренате Йоне: Пер, с нем. Элис Лан. М., 1989, С. 484. |
экономических формаций. Между тем в этих условиях не всегда чётко обнаруживается повторяемость, наблюдаемая на одной ступени развития. Поэтому повторяемость может выступать в двух видах: одностепенная и двухстепенная. Одностепенная повторяемость не всегда может полностью проявить себя в результате первого отрицания. Она может быть в типичных случаях двухстепенной, выступать общим итогом только двойного отрицания и представлять как бы возврат к некоторым свойствам исходной ступени через одну или несколько ступеней. Чем шире границы и глубина преемственности, тем длительнее по своему объёму повторяемость. При отсутствии преемственности повторяемость может полностью исключаться; тогда не будет отрицания и необратимого изменения вообще . Поступательное развитие возникает при таких повторяющихся связях и отношениях, когда между предшествующими и последующими состояниями создаётся преемственная основа для дальнейшего усложнения материальных систем, которые являются незамкнутыми и взаимодействуют с другими системами, изменяющими её состояние . Другим сопредельным рецепции понятием является «восприятие». «Восприятие возникает при активизации внимания и его фокусировании на каких-либо предметах, состояниях, событиях и непосредственно и целостно отражает совокупность присущих им свойств. Воспринимаемый объект содержит в себе единичное и общее, случайное и необходимое, имеет форму и содержание. Перечисленные качества объекта в том или ином виде «пересаживаются» в восприятие, ярче (сильнее) либо слабее «схватываются» им. Восприятие всегда неполно, не исчерпывает объект до конца. Оно избирательно. Причём в ря^е случаев избирательность оказывается настолько сильной, что человек не воспринимает даже того, что совершенно очевидно для других. Обычно он бывает слеп и глух, невосприимчив ввиду своей заинтересованности. То, какая конкретно сторона объекта воспринимается, степень, острота её восприятия зависят от многих причин, и, прежде всего, от уровня интеллекта и образованности людей, от их познавательного опыта, от господствующих в обществе идеологических и гносеологических парадигм, от социальных установок (интересов) и ожиданий субъектов, от преследуемых ими практических и исследовательских целей» . К «восприятию» права непосредственно «примыкает» категория заимствования в праве. Некоторыми современными авторами это понятие характеризуется как «…слабо изученный феномен» . Как правило, правовой институт трансформируется под воздействием внутренних национальных факторов. Однако они, привносимые в правовую систему обусловлены внешними источниками. Заимствование может иметь место тогда, когда правовая система сталкивается с коренной проблемой и традиционные решения неэффективны. Случается и так, что речь идёт о юридической конструкции, детали, не имеющей большого значения, а «импортёр» осуществляет заимствование по причине её технического превосходства. Чаще всего, однако, заимствование касается фундаментальных элементов права. В этом случае в силу внутренней логической связи установлений, регламентирующих один и тот же правовой вопрос, заимствованная норма играет роль своего рода фермента и способствует трансформации всего института — либо путём буквального копирования, либо посредством синтеза элементов национального и иностранного права. В зарубежной литературе предполагалось заимствовать не отдельную норму или даже институт, а юридическую систему в целом . Классическим примером возрождения целой системы права является возрождение римского права в Западной Европе начиная с конца XI века. Существует понятие рецепции в более узком историко-правовом смысле, под которым понимается использование системы римского права в некоторых европейских странах, в частности в России XIX в. (реформа М.М. Сперанского). В данном случае рецепция оказывает воздействие на отдельные части национального права, в частности гражданское право. Классическое понятие рецепции относится к возрождению римского частного права в Средневековой Европе (Германия, Италия XII-XV вв.). После беспокойного периода переселения народов и устроения средневековых государств начинается этап, когда всё, что было продумано и создано «античным гением», делается понятным и ценным его наследникам. Наступает возрождение античного права, античной культуры, античного искусства. Римское право делается предметом изучения; оно начинает применяться в судах; совершается то, что носит название рецепции римского права. Римское право периода его рецепции в Западной Европе стало применяться для регулирования общественных отношений в период зарождения капитализма в Новое время. В этот период оно было отчасти изменено и модернизировано в соответствии с потребностями новой эпохи. Возрождение изучения римского права, по мнению И.А. Покровского, не было продуктом какой-либо прихоти учёныхюристов, потребность в нём вызывалась самой жизнью . Взамен раздробленных до крайности правовых систем оно предлагало право, единое для всех мест и сословий. Оно несло формы, способные регулировать самые сложные отношения торгового оборота; проповедовало освобождение личности и свободу собственности, развязывало личную энергию, необходимую для более интенсивной экономической деятельности. Неудивительно поэтому, что главными субъектами восприятия римского права были те социальные силы, которые были более заинтересованы в указанном политическом и экономическом прогрессе: королевская власть, университеты, но, прежде всего торговое сословие и города. Образованные юристы группируются около королевской власти, проникают в администрацию и суды и разными путями проводят в жизнь усвоенные ими учения римского права; положения последнего проникают в судебные решения и в ордонансы королей . В связи с этим можно предположить, что учёные юристы глоссаторы являлись своеобразными реципиентами права. Различная судьба рецепции, в частности римского права, наблюдается в Англии и Германии. В Англии в XIII веке быстро растущее влияние римского права вызвало сильную оппозицию, в особенности со стороны местной знати; тем не менее преподавание его не прекращалось. Римское право и здесь «оказало мощное влияние на развитие юридических доктрин в критическую эпоху XII и XIII веков, когда закладывалось основание общего права» . Особый характер приобрела рецепция римского права в Германии. Германские императоры содействовали распространению юридического образования. К концу XVI началу XVII века римское право было рецепировано в Германии прямо и непосредственно. Римское право было рецепировано при этом в виде тех или иных отдельных его положений, которые были усвоены практикой. Правда, оно было рецепировано «в помощь» лишь на случай недостатка соответствующей нормы германского права. Не в том заключается значение римского права для нового мира, — писал Р. Иеринг, что оно временно считалось источником права это значение и было только временно, но в том, что оно произвело полный внутренний переворот, преобразовало всё наше юридическое мышление. Римское право сделалось, так же, как христианство, культурным элементом нового мира . Наиболее ярко, в первую очередь в историческом аспекте, рецепция права рассмотрена в работах Р. Йеринга, Ф. Савиньи, Р. Уолкера, П. Стейна, Р. Давида, Ж. Барта, О. Штоббе. Должны быть также отмечены сочинения отечественных исследователей права С. Муромцева, П.Г. Виноградова, И.А. Покровского. В научной литературе термин «рецепция» используется довольно часто. Под ним понимается, прежде всего, процесс восприятия чего-либо. Русскоязычный справочно-информационный web-сайт «Яндекс» дает 4713 упоминаний в русскоязычной сети слова «рецепция». Подобный сайт «Рамблер» даёт 981 документ, в котором упоминается слово «рецепция». Термин «рецепция» упоминается также в связи с рецепцией планет, клеточной рецепцией, в рекламе пятизвездочных отелей, где «сейфовые ячейки установлены в рецепции (бесплатные)». В филологии мы встречаем работы, опубликованные в последнее время: «Рецепция творчества русского писателя И.С. Тургенева в Англии 18501900 гг.», «Генезис литературного произведения и его рецепция», «Рецепция итальянской лирики в сербской поэзии XVI-XVIII вв.», «Рецепция зарубежной литературы в СССР в период с 1954 г.-по 1964 г.». Этимология слова «рецепция» тесно связана с практическим применением её в социальной жизни. Дать правильное определение рецепции на первоначальном этапе исследования трудно, равно как и установить точное время первоначального употребления этого слова с той же сущностью и содержанием, которые характерны для современного обозначения этого многостороннего явления. Понятие рецепции имеет широкое значение. Рецепция в широком смысле осознанное заимствование и освоение богатства чужой культуры в целях собственной . Понятие рецепции античности есть энциклопедическое, в большей или меньшей степени социально обусловленное, сознательное заимствование идей, материалов, мотивов из культурного греко-римского наследия, берущихся за образец, с целью поставить его на службу собственным эстетическим, этическим, политическим и другим интересам. Данную рецепцию |