возбуждение; 2) восприятие правовой системы и принципов другого государства как основы национального права . В Большой советской энциклопедии дается развёрнутое определение рецепции: «Это заимствование и приспособление к условиям какой-либо страны права, выработанного в другом государстве или в предшествующую историческую эпоху. В отличие от насильственного привнесения чужеземного права (в результате войн или колониальных захватов), рецепция представляет собой восприятие более развитых правовых форм в силу исторической преемственности и связи правовой культуры государств, социально-экономические условия, которых сходны» . В Словаре Ушакова говорится о том, что рецепция «это усвоение и приспособление данным обществом социологических и культурных форм, возникших в другой общественной среде» . В Словаре международного права употребляется термин «рецепции» для обозначения процесса взаимодействия, заимствования, восприятия * К внутригосударственной правовой системой принципов, институтов, основных черт другой внутригосударственной правовой системы . В Большом юридическом словаре под рецепцией понимается в теории права заимствование или воспроизведение, в истории права заимствование, восприятие какой-либо внутригосударственной правовой системой принципов, институтов, основных черт другой внутригосударственной правовой системы . В юридической энциклопедии под редакцией М.Ю. Тихомирова под рецепцией подразумевается «в широком смысле слова осознанное 23 Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 2. С. 263. Большая советская энциклопедия / Под. ред. А.М. Прохорова. М., 1981. С. 67. Словарь Ушакова М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1959. Т. 3.С. 944. Словарь международного права / Бацанов С.Б., Ефимов Г.К., Кузнецов В.И. и др.2-е изд. М.: Международные отношении, 1986. С. 356. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М,2007. — VI, 858 с. С. 597. |
следует отличать от влияния античности, то есть более или менее непрерывного, неосознанного заимствования хозяйственных, научных и технических достижений, а также языковых элементов (слов, выражений) более поздними культурами. Характер рецепции античности, как и любого другого культурного наследия, обусловливается различными факторами. Рецепция может происходить: 1) пассивно, осознанно и выборочно; либо непосредственно, как, например, в отношении произведений изобразительного искусства и * архитектуры, которые позволяют получать «эстетическое наслаждение», даже не зная их предыстории; либо опосредованно, как, например, в отношении литературы; в роли посредника в этом случае выступает перевод; 2) активно; через подражание, переделку или создание нового произведения на античную тему, например, подражание античной лирике на основе подстрочного перевода. При отборе произведений происходила многоступенчатая рецепция: греческий оригинал переводился на латинский язык, затем на другой язык и т.д. Рецепция в физиологическом аспекте не что иное, как восприятие и преобразование (трансформация) механических, термических, электромагнитных, химических и др. раздражителей в первые сигналы; осуществляется воспринимающими чувствительными нервными образованиями рецепторами. Механизм рецепции включает первичное взаимодействие рецептора с раздражителем. Вследствие этого возникает так называемый рецепторный потенциал’, вызывающий при достижении определённой критической величины ритмичный разряд импульсов в чувствительном нервном волокне, отходящем от рецептора. Величина рецепторного потенциала градульна, то есть зависит от интенсивности раздражения рецепторных раздражений, поступающих из внешней среды, называемая экстероцепцией, из внутренней среды организма интерорецепцией . Приведённые описания и суммарные определения характерны именно для комплексного, внеправового понимания рецепции как сложноустроенного, развитого понятия* в котором важное значение имеет механизм передачи, восприятия, заимствования от рецепируемого к рецептируемому субъекту посредством канала связи и при наличии главного элемента — рецептора, то есть субъекта передачи информации. Перейдём к анализу понятия рецепции права. В Большой советской энциклопедии даётся развёрнутое определение рецепции права: «Это заимствование и приспособление к условиям какой-либо страны права, выработанного в другом государстве или в предшествующую историческую эпоху. В отличие от насильственного привнесения чужеземного права (в результате войн или колониальных захватов), рецепция права представляет собой восприятие более развитых правовых форм в силу исторической преемственности и связи правовой культуры государств, социальноэкономические условия, которых сходны» . Генезис понятия рецепции права имеет глубокие исторические корни. Р. Иеринг писал: «Жизнь народов не есть изолированное стояние друг подле друга; но как жизнь отдельных личностей в государстве есть общение, система взаимных соприкосновений и влияний дружественных и враждебных, отдача и присвоение, заимствование и сообщение: громадный обмен, охватывающий все стороны человеческого бытия. Тот же самый закон, который имеет силу для мира материального, существует и для духовного: жизнь есть заимствование извне и внутреннее присвоение; усвоение и ассимиляция — вот две основные функции, на существовании и равновесии которых основываются бытие и здоровье всякого живущего организма. Прекратить заимствование извне и присудить организм к развитию «изнутри» значит умертвить его…» . Взаимодействие по поводу обмена правового опыта было известно с древнейших времён. Так, у римлян, как и везде, первоначальной формой права был обычай (mores majorum), как юридические правила, возникающие и развивающиеся из самой жизни народа. Однако на определённом этапе развития общественных отношений потребовались юридические конструкции, которые уже существовали и могли существенно повлиять на становление национального права Древнего Рима. В конце 3-го столетия (292 г. от осн. Рима) трибун Кай Теренций Арза предложил составить и издать сборники законов, цель которых, как полагают, оградить интересы и права плебеев от преобладания и произвола патрициев общеизвестными правилами. Было определено отправить предварительно несколько лиц в Афины и греческие города южной Италии для ознакомления с греческими законами и учреждениями. |