Проверяемый текст
Курышев, Евгений Юрьевич; Рецепция в российском праве (Диссертация 2005)
[стр. 24]

заимствование и освоение богатства чужой культуры в целях обогащения собственной.
Под рецепцией в узком смысле слова, подразумевают использование системы римского права в некоторых странах Западной Европы, особенно в Германии, начавшееся в 12 веке и достигшее высшего подъема в 15-16 веках» .
* «Энциклопедический юридический словарь» также рассматривает различные определения рецепции, «предназначенные» и для теории, и для истории права: «В теории права рецепция означает заимствование или воспроизведение.
В истории права термин «рецепция» употреблялся для * обозначения заимствования, восприятия какой-либо внутригосударственной правовой системой принципов, институтов, основных черт
другой внутригосударственной правовой системы» .
Необходимо отметить, что подобного рода определения данного термина существуют и в ряде других энциклопедических изданиях и словарях.
Обращаясь к монографии Д.Б.
Левина, заметим, что автор увязывает t понятие рецепции с восприятием внутригосударственным правом нормы международного права без изменения ее содержания .
Немаловажным дискуссионным моментом является сопоставление рецепции только лишь с римским правом: Так, например, таковым является определение рецепции, данное Л.И.
Косаревым, как восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития .
М.А.
Пшеничнов определяет рецепцию как «принятие государством норм национального права, текстуально повторяющих нормы иной системы 1 Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю.
Юридическая энциклопедия.
Издание 5-е, дополненное и переработанное/Под ред.
М.Ю.
Тихомирова.
М., 2002.
С.
757.
2Энциклопедический юридический словарь.
М., 1999.
С.
255.
Левин Д.Б.
Актуальные проблемы теории международного права.
М., 1974.
С.
24.
Косарев А.И.
Римское частное право.
М.: Закон и право, 1998.
С.
206.
24
[стр. 12]

Судя по тому, что с целью составления сборника законов было отправлено особое посольство в Грецию, можно полагать, пишет С.В.
Пахман, что «…в основу законов XII таблиц легли законы греческие.
В пользу такого мнения говорят почти все римские писатели даже в смысле прямого заимствования или перевода.
Подтверждением этого служит отчасти и известие об одном греке (Гермодор), который приглашен был децемвирами в качестве переводчика.
Цицерон, в своём сочинении «de legibus» (11,25) указывает также, что некоторые законы XII таблиц были заимствованы из законов Солона.
Из римских юристов весьма важно и свидетельство Гая, написавшего комментарии к XII таблицам: он прямо говорит, например, что иск о размежевании заимствован из закона греческого» .
В истории права термин «рецепция» употреблялся для обозначения заимствования, восприятия какой-либо внутригосударственной правовой системой принципов, институтов, основных черт
других внутригосударственных правовых систем.
Именно в этом смысле говорили о рецепции римского права правом ряда европейских государств .
Это одно из последних (на момент исследования) определений, которое уже не косвенно, а напрямую увязывает рецепциюисключительно с возникновением, развитием и передачей римского права другим государствам.
С такой узкой постановкой вопроса, по нашему мнению, нельзя согласиться.
Рецепирование права было характерно не только для Европейского континента.
Рецепция как явление наблюдается и во всем ареале дальневосточного права, где реципиентом выступала правовая система Китая.
С середины первого тысячелетия н.э.
структуры права Китая и Японии, Китая и государств Корейского полуострова, Китая и Вьетнама совпадали.
Рецепированное из Китая право играло активную роль в формировании административных и даже социальных структур сопредельных с Китаем стран, прежде всего бюрократии как ведущей части господствующего класса.
Рецепция китайского права была добровольной, она была свидетельством сильного культурного влияния Китая на соседей и высокой разработанности китайского права.
Рецепция основ административной системы и китайского права соседями была относительно полной, хотя и не абсолютной .
Китайское средневековое право оказало огромное влияние на формирование права в сопредельных государствах.
Однако рецепция китайского права не означала зависимости и подчинённости, утраты политической или тем более государственной самостоятельности другими странами.
Рецепция шла в виде «импровизации» на основе иностранной идеи.
Так было во всех регионах мира, во всех семьях права.
Рецепция права предполагала и предполагает известную близость уровней социального развития.
Р.
Иеринг писал: «Преуспеяния народа, точно так же, как и преуспеяние единичной личности, есть непрерывное заимствование извне.
А право? Оно должно быть изъято из действия этого общего закона культуры? Вопрос об усвоении чужих учреждений права не есть вопрос национальности, но просто вопрос пользы, нужды.
Никто не будет доставать издалека то, что у него дома так же хорошо или лучше, но только глупец отвергнет хинную кору на том основании, что она выросла не на его капустнике» .
Изложенная общетеоретическая постановка вопроса о рецепции в праве должна послужить основой для анализа более конкретных, процессов и механизмов рецепции в праве.
Н.
Неновски высказывает предположение о том, что кроме рецепции в «вертикальном» направлении, как это имеет место с рецепцией римского права, существует также «горизонтальная рецепция», под которой подразумевается восприятие правовых институтов, когда обе стороны имеют один и тот же исторический уровень развития, экономический базис.
В качестве примера автор приводит рецепцию византийского права феодальной Болгарией, а также рецепцию буржуазного права в Болгарии после освобождения страны от турецкого ига .
Изменения при различных вариантах рецепции права имеют разнообъемный вид: при переходе от одной правовой системы к другой на основе изменения экономических отношений (материальные источники права) они носят более глубокий характер, чем при «горизонтальном» переходе.
В результате первого варианта рецепции коренным образом изменяются не только правовые институты и нормы, но и все элементы правовой системы.
К таким элементам относятся те, которые отражают роль и функции права, обеспечивают (регулируют, охраняют) нормальные для данного исторического периода развития условия существования человека и общества.
Г.В.
Швеков в своё время отмечал: «Преемственность по «горизонтали» в ряде случаев не менее важна и существенна для правового прогресса, чем преемственность по «вертикали» .

[Back]