Проверяемый текст
Курышев, Евгений Юрьевич; Рецепция в российском праве (Диссертация 2005)
[стр. 37]

предположить, что учёный юристы глоссаторы являлись своеобразными реципиентами права.
Различная судьба рецепции, в частности римского права, наблюдается в Англии и Германии.
В Англии в XIII веке быстро растущее влияние римского права вызвало сильную оппозицию, в особенности со стороны местной знати; тем не менее, преподавание его не прекращалось.
Римское право и здесь «оказало мощное влияние на развитие юридических доктрин в критическую эпоху XII и XIII веков, когда закладывалось основание общего права» .
Особый характер приобрела рецепция римского права в Германии, Германские императоры содействовали распространению юридического образования.
К концу XVI — началу XVII века римское право было рецепировано в Германии прямо и непосредственно.
Римское право было рецепировано при этом в виде тех или иных отдельных его положений, которые были усвоены практикой.
Правда, оно было рецепировано «в помощь» лишь на случай недостатка соответствующей нормы германского права.
Не в том заключается значение римского права для нового мира,
отмечал Р.
Иеринг, — что оно1временно считалось источником права — это значение и было только временно, но в том, что оно произвело полный внутренний переворот, преобразовали все наше юридическое мышление.
Римское право сделалось, так же, как христианство, культурным элементом нового мира .
Рецепирование права было характерно не только для Европейского континента.
Рецепция как явление наблюдается и во всем ареале дальневосточного права, где реципиентом выступала правовая система Китая.
С середины первого
тысячелетня н.э.
структуры права Китая и Японии, Китая и государств
Корейскою полуострова, Китая и Вьетнама Очерки по теории права.
Римское право в средневековой Европе ("Русское юридическое наследие") /Виноградов П.Г.
2010.
С.
86.
Иеринг Р.
Значение римского права для Нового мира.
СПб, 1875.
С.
4.
37
[стр. 10]

Возрождение изучения римского права, по мнению И.А.
Покровского, не было продуктом какой-либо прихоти учёныхюристов, потребность в нём вызывалась самой жизнью .
Взамен раздробленных до крайности правовых систем оно предлагало право, единое для всех мест и сословий.
Оно несло формы, способные регулировать самые сложные отношения торгового оборота; проповедовало освобождение личности и свободу собственности, развязывало личную энергию, необходимую для более интенсивной экономической деятельности.
Неудивительно поэтому, что главными субъектами восприятия римского права были те социальные силы, которые были более заинтересованы в указанном политическом и экономическом прогрессе: королевская власть, университеты, но, прежде всего торговое сословие и города.
Образованные юристы группируются около королевской власти, проникают в администрацию и суды и разными путями проводят в жизнь усвоенные ими учения римского права; положения последнего проникают в судебные решения и в ордонансы королей .
В связи с этим можно предположить, что учёные юристы глоссаторы являлись своеобразными реципиентами права.
Различная судьба рецепции, в частности римского права, наблюдается в Англии и Германии.
В Англии в XIII веке быстро растущее влияние римского права вызвало сильную оппозицию, в особенности со стороны местной знати; тем не менее преподавание его не прекращалось.
Римское право и здесь «оказало мощное влияние на развитие юридических доктрин в критическую эпоху XII и XIII веков, когда закладывалось основание общего права» .
Особый характер приобрела рецепция римского права в Германии.
Германские императоры содействовали распространению юридического образования.
К концу XVI началу XVII века римское право было рецепировано в Германии прямо и непосредственно.
Римское право было рецепировано при этом в виде тех или иных отдельных его положений, которые были усвоены практикой.
Правда, оно было рецепировано «в помощь» лишь на случай недостатка соответствующей нормы германского права.
Не в том заключается значение римского права для нового мира, —
писал Р.
Иеринг, что оно временно считалось источником права это значение и было только временно, но в том, что оно произвело полный внутренний переворот, преобразовало всё наше юридическое мышление.
Римское право сделалось, так же, как христианство, культурным элементом нового мира .

Наиболее ярко, в первую очередь в историческом аспекте, рецепция права рассмотрена в работах Р.
Йеринга, Ф.
Савиньи, Р.
Уолкера, П.
Стейна, Р.
Давида, Ж.
Барта, О.
Штоббе.
Должны быть также отмечены сочинения отечественных исследователей права С.
Муромцева, П.Г.
Виноградова, И.А.
Покровского.
В научной литературе термин «рецепция» используется довольно часто.
Под ним понимается, прежде всего, процесс восприятия чего-либо.
Русскоязычный справочно-информационный web-сайт «Яндекс» дает 4713 упоминаний в русскоязычной сети слова «рецепция».
Подобный сайт «Рамблер» даёт 981 документ, в котором упоминается слово «рецепция».
Термин «рецепция» упоминается также в связи с рецепцией планет, клеточной рецепцией, в рекламе пятизвездочных отелей, где «сейфовые ячейки установлены в рецепции (бесплатные)».
В филологии мы встречаем работы, опубликованные в последнее время: «Рецепция творчества русского писателя И.С.
Тургенева в Англии 18501900 гг.», «Генезис литературного произведения и его рецепция», «Рецепция итальянской лирики в сербской поэзии XVI-XVIII вв.», «Рецепция зарубежной литературы в СССР в период с 1954 г.-по 1964 г.».
Этимология слова «рецепция» тесно связана с практическим применением её в социальной жизни.
Дать правильное определение рецепции на первоначальном этапе исследования трудно, равно как и установить точное время первоначального употребления этого слова с той же сущностью и содержанием, которые характерны для современного обозначения этого многостороннего явления.
Понятие рецепции имеет широкое значение.
Рецепция в широком смысле осознанное заимствование и освоение богатства чужой культуры в целях собственной .
Понятие рецепции античности есть энциклопедическое, в большей или меньшей степени социально обусловленное, сознательное заимствование идей, материалов, мотивов из культурного греко-римского наследия, берущихся за образец, с целью поставить его на службу собственным эстетическим, этическим, политическим и другим интересам.
Данную рецепцию

[стр.,12]

Судя по тому, что с целью составления сборника законов было отправлено особое посольство в Грецию, можно полагать, пишет С.В.
Пахман, что «…в основу законов XII таблиц легли законы греческие.
В пользу такого мнения говорят почти все римские писатели даже в смысле прямого заимствования или перевода.
Подтверждением этого служит отчасти и известие об одном греке (Гермодор), который приглашен был децемвирами в качестве переводчика.
Цицерон, в своём сочинении «de legibus» (11,25) указывает также, что некоторые законы XII таблиц были заимствованы из законов Солона.
Из римских юристов весьма важно и свидетельство Гая, написавшего комментарии к XII таблицам: он прямо говорит, например, что иск о размежевании заимствован из закона греческого» .
В истории права термин «рецепция» употреблялся для обозначения заимствования, восприятия какой-либо внутригосударственной правовой системой принципов, институтов, основных черт других внутригосударственных правовых систем.
Именно в этом смысле говорили о рецепции римского права правом ряда европейских государств .
Это одно из последних (на момент исследования) определений, которое уже не косвенно, а напрямую увязывает рецепциюисключительно с возникновением, развитием и передачей римского права другим государствам.
С такой узкой постановкой вопроса, по нашему мнению, нельзя согласиться.
Рецепирование права было характерно не только для Европейского континента.
Рецепция как явление наблюдается и во всем ареале дальневосточного права, где реципиентом выступала правовая система Китая.
С середины первого
тысячелетия н.э.
структуры права Китая и Японии, Китая и государств
Корейского полуострова, Китая и Вьетнама совпадали.
Рецепированное из Китая право играло активную роль в формировании административных и даже социальных структур сопредельных с Китаем стран, прежде всего бюрократии как ведущей части господствующего класса.
Рецепция китайского права была добровольной, она была свидетельством сильного культурного влияния Китая на соседей и высокой разработанности китайского права.
Рецепция основ административной системы и китайского права соседями была относительно полной, хотя и не абсолютной .
Китайское средневековое право оказало огромное влияние на формирование права в сопредельных государствах.
Однако рецепция китайского права не означала зависимости и подчинённости, утраты политической или тем более государственной самостоятельности другими странами.
Рецепция шла в виде «импровизации» на основе иностранной идеи.
Так было во всех регионах мира, во всех семьях права.
Рецепция права предполагала и предполагает известную близость уровней социального развития.
Р.
Иеринг писал: «Преуспеяния народа, точно так же, как и преуспеяние единичной личности, есть непрерывное заимствование извне.
А право? Оно должно быть изъято из действия этого общего закона культуры? Вопрос об усвоении чужих учреждений права не есть вопрос национальности, но просто вопрос пользы, нужды.
Никто не будет доставать издалека то, что у него дома так же хорошо или лучше, но только глупец отвергнет хинную кору на том основании, что она выросла не на его капустнике» .
Изложенная общетеоретическая постановка вопроса о рецепции в праве должна послужить основой для анализа более конкретных, процессов и механизмов рецепции в праве.
Н.
Неновски высказывает предположение о том, что кроме рецепции в «вертикальном» направлении, как это имеет место с рецепцией римского права, существует также «горизонтальная рецепция», под которой подразумевается восприятие правовых институтов, когда обе стороны имеют один и тот же исторический уровень развития, экономический базис.
В качестве примера автор приводит рецепцию византийского права феодальной Болгарией, а также рецепцию буржуазного права в Болгарии после освобождения страны от турецкого ига .
Изменения при различных вариантах рецепции права имеют разнообъемный вид: при переходе от одной правовой системы к другой на основе изменения экономических отношений (материальные источники права) они носят более глубокий характер, чем при «горизонтальном» переходе.
В результате первого варианта рецепции коренным образом изменяются не только правовые институты и нормы, но и все элементы правовой системы.
К таким элементам относятся те, которые отражают роль и функции права, обеспечивают (регулируют, охраняют) нормальные для данного исторического периода развития условия существования человека и общества.
Г.В.
Швеков в своё время отмечал: «Преемственность по «горизонтали» в ряде случаев не менее важна и существенна для правового прогресса, чем преемственность по «вертикали» .

[Back]