Проверяемый текст
Курышев, Евгений Юрьевич; Рецепция в российском праве (Диссертация 2005)
[стр. 43]

прибегали к упразднению обычаев, общины продолжали оказывать сопротивление государственному праву.
«Однако бывает и так, пишет он, что общество-рецептор не обладает способностью к подобному сопротивлению.
В этом случае местное право исчезает постепенно, уступая место новому импортируемому праву...
На наш взгляд, именно эта печальная судьба постигла общества инуитов после окончания второй мировой войны» .

Полагаем, что применительно к сфере конституционного права, возможно, выделить три вида рецепции.
Первый это «прямая (чистая)» рецепция воспроизводство классического, выработанного мировой правовой практикой или предшествующей правовой системой юридического материала.
Например, в ходе освобождения британских колоний от власти метрополии принятие конституции воспринималось как доказательство способности к самоуправлению и, следовательно, как предпосылка независимости.
Многие бывшие колонии «сознательно» копировали модели бывших колониальных властей, особенно когда независимость предоставлялась в результате переговоров' и мирных соглашений.
Антиколониальные движения и постколониальная элита «привыкли» действовать в рамках системы, которая и была унаследована после «ухода» Англии.
Второй вид рецепции «синтезированная рецепция», заключается в «расчленении» юридического наследия с последующим синтезированием его элементов в каких-то новых комбинациях.
Такой способ нашел широкое применение при составлении проектов конституций и в целом широко используется в конституционном праве.
В Конституции РФ 1993 года содержится немалое количество заимствований из европейских и североамериканской конституций.
Несколько иллюстраций.
В главе, касающейся президентской власти, очевидно французское и американское Рулан Н.
Юридическая антропология.
М., 2000.
С.
191.
43
[стр. 31]

например, феномен глобализации экономических и культурных отношений.
Как пишет С.С.
Алексеев, «в области права процесс глобализации наиболее примечателен, а быть может, и наиболее принципиально важен, конструктивен.
Причём речь идёт не о праве «вообще и тем более не о системах национального права в той их части, которая затрагивает, в частности, семейные и близкие к ним отношения (где немало, а подчас и доминирующее значение имеют факторы национальной культуры).
Речь идёт именно о праве человека» .
Унификация права как процесс, связанный с приведением различных правовых систем к некоему общему знаменателю, имеет долгую историю.
Однако не следует забывать, что длительное время весь мир развивался, не испытывая потребности в праве, которое сегодня называется европейским .
Лишь жизненно важные практические потребности европейских стран в середине XX века вызвали необходимость их интеграции.
И именно интеграционное направление рецепции права, на наш взгляд, позволило перевести вопрос об унификации права из теоретической плоскости в практическую сферу его действия.
Примером практического применения интеграционной функции рецепции права на территории России является принятие модельных законов.
Модельные законы как одна из форм и способов унификации права имеют значение и в отношении государств членов СНГ.
При этом под модельным законодательным актом понимается _ «типовой законодательный акт, принимаемый институтами Содружества Независимых Государств в сфере их общих интересов, имеющий рекомендательный характер и направляемый парламентам» государств членов СНГ для использования в их законодательной деятельности .
С функциями правовой рецепции тесно связан вопрос о её видах (формах).
История развития права позволяет сделать теоретические обобщения форм, в которых реализуется механизм рецепции.
Виды рецепции обусловлены тем, в какой форме происходит восприятие: отдельных правовых институтов, элементов юридической техники или, скажем, практики правоприменительной деятельности.
Государство может заимствовать то, что называется «правовой идеей» («идеей права»), то есть системы общих взглядов, «верований» отдельных сообществ людей либо общества в целом относительно основ (принципов) социального, политического, правового порядка, или ограничиться переносом чисто техникоюридических конструкций на имеющуюся идеологическую почву.
Вследствие этого можно выделить следующие виды рецепции права: Во-первых, полная системная илй тотальная рецепция права, когда субъект рецепции концептуально заимствует структуру правовой организации, в ходе которой происходит существенная замена «основания права» в целом.
Российская правовая система, по нашему мнению, никогда не была подвергнута подобному виду рецепции.
Однако отдельные современные зарубежные авторы довольно настойчиво предлагали данную форму рецепции для модернизации российской правовой системы.
В частности, в 1992 году в своём письме «Моим русским читателям» К.
Поппер, высказывая глубокую мысль о том, что «уголовное законодательство отличается от гражданского» и что «в противоположность уголовному законодательству, которое воистину необходимое зло, гражданское законодательство великое благо», пишет о том, что ему «кажется очевидным», и предлагает для правового обустройства России «кратчайшим путём» в рыночных условиях путь «заимствования Россией одной из утвердившихся на Западе правовых систем» .
Основными магистральными путями внедрения такой рецепции служит механическое заимствование доктрины и (или) кардинальная замена основных источников права.
В качестве примера такой формы рецепции права возможно рассматривать процессы, происходившие в отдельных государствах Африки в XIX в., когда Франция распространила своё право в Африке.
Тем не менее, при такой форме рецепции образуется некоторая двойственность.
Когда, например, традиционное право продолжает существовать в семейной и земельной области, а «новое» право регулирует отношения в сфере государственных и административных отношений.
Интерес для прояснения проблемы представляет взгляд Н.
Рулана.
С позиции юридической антропологии он утверждает, что, несмотря на наступление против традиционных прав и в период, когда с помощью закона очень часто прибегали к упразднению обычаев, общины продолжали оказывать сопротивление государственному праву.
«Однако бывает и так, пишет он, что общество-рецептор не обладает способностью к подобному сопротивлению.
В этом случае местное право исчезает постепенно, уступая место новому импортируемому праву… На наш взгляд, именно эта печальная судьба постигла общества инуитов после окончания второй мировой войны» .

В России на определённых этапах становления правовой системы также как бы существовали две правовые системы.
Так, С.В.
Пахман отмечал: «Громадное большинство нашего населения руководится в сфере частных гражданских отношений не писаным законом, а правилами, слагавшимися путём обычая и во многом несогласными с началами законодательства»2.

[Back]