его решение признавалось ничтожным, а то, что на его основании было уже исполнено, возвращалось в первоначальное положение, и дело рассматривалось повторно . В XVI з. византийские источники получают наибольшее применение именно в церковных судах благодаря возрастающему влиянию духовенства. В светских же судах они больше не применяются. Законом, используемым в светских судах, становится Соборное уложение царя Алексея Михайловича, принятое в 1649 г. и действовавшее в России до начала XIX в. Основой для создания Соборного уложения послужили источники русского и греко-* римского права, и частности Градские законы греческих царей . Система построения Уложения напоминает систему Кодекса Юстиниана. Сначала идут нормы, касающиеся веры, церкви и различных4 сект, затем нормы государственного права и нормы, посвященные судоустройству. В заключение в Уложении излагаются нормы уголовного права. Так, в статьях Соборного уложения об обязательствах и свидетелях встречается почти дословное заимствование положений римского права. В Уложении впервые появляется институт, носивший в римском праве название сервитута. Таким образом, на Руси влияние римского права, начиная с X в. и до эпохи Петра I, осуществлялось через Византию (Восточную Римскую империю), в которой римское право продолжало применяться до XV в. Греко-римские нормы являлись на Руси правом вспомогательным, субсидиарным . Историк К. Неволин так охарактеризовал тот период: «До Петра Великого русский народ, живя в непосредственном единстве с природой, вырабатывал себя преимущественно из себя самого, хотя и под влиянием См.: Сологубова Е.В.. Указ. соч, С.32. 2 См.: Гуляев А.М. Об отношении русского гражданского права к римскому. Киев. 1894. С.6. См.: Сологубова Е.В. Указ. соч. С.ЗЗ. J |
особую мировоззренческую роль. Соответственно, греческие слова дикайосюнэ (справедливость, законность, праведность, правосудие, судопроизводство, благодеяние) и алетейя (а — Летейя — то, что не смываемо водами леты, что не подвластно забвению, истина, действительность, подлинность, в том числе истинность веры, Бога) заменили слова «правда» и «истина». Правда это путь к истине и сама должна быть истинной. Вследствии чего весь спектр нормативных функций указывать закон, предоставлять права, производить приговоры, присуждать воздаяния — сосредотачивается в высшем, божественном начале, а значит, и реализовываться должен через представителя Бога на земле . В византийской традиции таким представителем был Государь в союзе с Церковью. Тем самым право перестало быть воплощенным в обычаях природным началом, как это было характерно для варварского этапа истории русских, и превратилось в волю и дело теократии. В 1652 г. при царе Алексее Михайловиче и патриархе Иосифе появился первый печатный вариант Кормчей книги, куда вошли восемь источников византийского права. Более поздним византийским источником была Ручная книга законов, или Прохирон, составленный в XIV в. Константином Арменопулом и действовавший как самостоятельный закон в западных областях Российской империи (Бессарабии). С 1831 г. он стал применяться в центральных областях России . Определенное влияние византийско.е право оказало на Судебник 1497 г. Однако именно в Судебнике впервые в русском законодательстве встречается правило, заимствованное из римского права реституция. Так, если боярин выносил решение самостоятельно, без формального суда, то его решение признавалось ничтожным, а то, что на его основании было уже исполнено, возвращалось в первоначальное положение, и дело рассматривалось повторно . В XVI в. византийские источники получают наибольшее применение именно в церковных судах благодаря возрастающему влиянию духовенства. В светских же судах они больше не применяются. Законом, используемым в светских судах, становится Соборное уложение царя Алексея Михайловича, принятое в 1649 г. и действовавшее в России до начала XIX в. Основой для создания Соборного уложения послужили источники русского и грекоримского права, в частности Градские законы греческих царей . Система построения Уложения напоминает систему Кодекса Юстиниана. Сначала идут нормы, касающиеся веры, церкви и различных сект, затем нормы государственного права и нормы, посвященные судоустройству. В заключение в Уложении излагаются нормы уголовного права. Так, в статьях Соборного уложения об обязательствах и свидетелях встречается почти дословное заимствование положений римского права. В Уложении впервые появляется институт, носивший в римском праве название сервитута. Таким образом, на Руси влияние римского права, начиная с X в. и до эпохи Петра I, осуществлялось через Византию (Восточную Римскую империю), в которой римское право продолжало применяться до XV в. Греко-римские нормы являлись на Руси правом вспомогательным, субсидиарным . Историк К. Неволин так охарактеризовал тот период: «До Петра Великого русский народ, живя в непосредственном единстве с природой, вырабатывал себя преимущественно из себя самого, хотя и под влиянием восточного мира и в незначительной степени под влиянием начал мира западного» . Рецепция иностранного законодательства этого периода не носила характера буквальных переводов, чем так грешит последующая практика XVIII века. Эта рецепция держалась в рамках переработки иностранных актов в русском национальном духе . В целом можно сказать, что тотальная рецепция византийского права послужила мощным толчком модернизации русского права, хотя и не без специфических черт, которые выражались в следующем: Во-первых, правовая система Древней Руси не усвоила теоретической части восточно-римской юриспруденции, сложной правовой терминологии и сложных юридических конструкций, описывавших разнообразные проявления права. Одной из причин этому были необычайно стойкие русские традиции. Так, М.В. Черников подчёркивает: «Происходило это благодаря тому, что христианская парадигма укоренялась в русской культуре бытовым, , стихийным образом в результате отправления |