через заключение конституционных соглашений и часто использовали примеры из средневековья как образец для подражания. Вслед за многочисленными восстаниями, войнами и длительным периодом политической борьбы западноевропейские монархи вновь были вынуждены отступить и пойти на заключение очередной серии соглашений, зафиксировавших новые реалии. Например, после кровавой гражданской I войны в Англии, казни короля и короткого периода республиканского правления, в результате Славной революции в 1689 году принят Билль о правах. При Фридрихе Великом в Пруссии происходит кодификация права и создается независимая судебная власть. Эти изменения, которые стали возможными в основном благодаря убеждению словом, нежели «кулачному праву», придали реальный смысл словам Фридриха II, который заявил: «Я твердо намерен никогда не вмешиваться в работу судебных органов власти, так как в суде должен править закон, а суверен —молчать»1. Конечно, на развитие российского права в тот период большое влияние оказала Западная Европа. С началом царствования Петра Великого наступает новый этап влияния на российское право, но уже со стороны Западной'Европы. Среди реформ Петра I важное место занимает законодательная реформа. Результатом знакомства Петра I с западноевропейским законодательством явилось издание ряда уставов и регламентов. Сам же Петр I, приступивший к далеко идущим реформам, многие законопроекты и правовые институты перенес на российскую почву из Швеции, приглашал в Россию специалистов в области права за неимением собственных . Мода на следование западным культурным образцам появилась в Российском государстве до Петра I, но реализовалась в рецепции западной государственно-правовой традиции только в результате реформ Петра и его 1Фрейзер Д. Фридрих Великий. —М.: ACT, 2003. С. 308. Petersen С. Peter the Great’s Administrative and Legal Reforms: Swedish Antecedents and the Process of Reception. Stockholm, 1979. Цит. по Шепелли К. JI. Российская Конституция в конституционной истории Европы // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. №4 (45). 2003. С. 6 —17. 60 |
церковного культа и соответствующей практики» . В конечном итоге не было необходимости усваивать сложные идеологические построения, достаточно было следовать рутине обрядов. Во-вторых, для создания древнерусского права заимствовались нормы, но не воспринималась соответствующая юридическая теория. В этих условиях «…рутина повторения заменяла глубину понимания» . Это привело к тому, что вплоть до XVI в. правовые теории не находили в России своего выражения в доктринальной форме. В-третьих, на Руси не сформировалась специальная концептуально развёрнутая теория права, что связано с особенностями рецепции права в условиях, когда в результате её осуществления всё же не преодолевается культурный разрыв между донором и реципиентом. Последний усваивает не весь массив права, а лишь те его фрагменты, которые необходимы для воспроизведения во вновь создаваемых правовых порядках основного смысла заимствуемого права, в данном случае его христианской идеи. Так, по мнению А.П. Семитко, «Воспринимаемое византийское право было слишком далеко от традиционного образа жизни славян»1. Это препятствовало полному восприятию реципируемого права и порождало своеобразные трактовки части заимствуемых элементов правовой культуры. К XVIII в. модернизационный порыв России, связанный с принятием наследства «Второго Рима», явно угас, государство и право вступили в полосу кризиса. Российская политико-правовая система все явственнее стала проигрывать военнополитическое, экономическое и культурнре соревнование Западной Европе. Встал вопрос о выборе нового вектора развития, в том числе нового государственно-правового строя. С началом царствования Петра Великого наступает новый этап влияния на российское право, но уже со стороны Западной Европы. Среди реформ Петра I важное место занимает законодательная реформа. Результатом знакомства Петра I с западноевропейским законодательством явилось издание ряда уставов и регламентов. В Торговом, Морском Ремесленном, Воинском уставах, Духовном регламенте, Регламенте Камер-коллегии заметно заимствование элементов римского права . Мода на следование западным культурным образцам появилась в Российском государстве до Петра I, но реализовалась в рецепции западной государственноправовой традиции только в результате реформ Петра и его наследников. Рецепция была очень трудным и мучительным процессом, растянувшимся на несколько столетий. Все началось с военной экспансии Петра I, выступившей способом приблизиться, географически влиться в Запад, а закончилось секуляризацией государственно-правовой жизни и массированным заимствованием нормативно-правовых предписаний и юридических техник. Культурный шок от введения новых государственно-правовых порядков был столь велик, что в XVII — начале XVIII в. в стране широко распространились предания, согласно которым Петр I был не «природным», а подменным царем. Якобы, он был подменен немцами (при рождении, во время путешествия за море и т. п.). Петр — немец, то есть человек «непонятный», “лукавый”. Старообрядцы вообще объявили его Антихристом, нарушающим вековые традиции1. В XVIII и в последующие века прямые заимствования текстов западного права Россией приобрели значительные размеры. Рецепции подверглось в первую очередь шведское право, а также германские, французские, датские законы. Были проведены обширные кодификационные работы, изменена юридическая техника, что выразилось: а) в обретении русским правом западной отраслевой структуры, появлении многочисленных отраслей и институтов, ранее не известных русскому праву (вексельное право, регулирование права на разработку недр, договор товарищества, новые организационные формы предпринимательской деятельности и пр.); б) превалировании письменного нормативно-правового акта над иными источниками права; в) переходе от каузальных предписаний к абстрактно-общим нормам; г) вытеснении формальными моментами (письменная форма сделки, их регистрация и пр.) традиционных, архаических юридических ритуалов (религиозно-символических актов, ранее выполнявших роль юридических актов), письменных зафиксированных фактов над свидетельскими показаниями’. В этот период далеко не всегда соблюдалась мера в заимствовании иностранного законодательства, что в целом отрицательно влияло на развитие отечественного правосознания. Так, по мнению В.Н. Синюкова, «Волевые новации Петра вызывают к |