Проверяемый текст
Курышев, Евгений Юрьевич; Рецепция в российском праве (Диссертация 2005)
[стр. 61]

наследников.
Рецепция была очень трудным и мучительным процессом, растянувшимся на несколько столетий.
Все началось с военной экспансии Петра I, выступившей способом приблизиться, географически влиться в Запад, а закончилось секуляризацией государственно-правовой жизни и массированным заимствованием нормативно-правовых предписаний и юридических техник.

В XVIII и в последующие века прямые заимствования текстов западного права Россией приобрели значительные размеры.
Рецепции подверглось в первую очередь шведское право, а также германские, французские, датские законы.
Были проведены обширные кодификационные работы, изменена юридическая техника, что выразилось: а) в обретении русским правом западной отраслевой структуры, появлении многочисленных отраслей и институтов, ранее не известных русскому праву (вексельное право, регулирование права на разработку недр, договор товарищества, новые организационные формыJ « * предпринимательской деятельности и пр.); б) превалировании письменного нормативно-правового акта над иными источниками права; в) переходе от
казуальных предписаний к абстрактно-общим нормам; г) вытеснении формальными, моментами (письменная форма сделки, их 9 регистрация и пр.) традиционных, архаических юридических ритуалов (религиозно-символических актов, ранее выполнявших роль юридических актов) .
В этот период далеко не всегда соблюдалась мера в заимствовании иностранного законодательства, что в целом отрицательно влияло на развитие отечественного
правосознании.
Так, по мнению В.Н.
Синюкова, «Волевые новации Петра вызывают к
жизни новое теоретическое обоснование природы русской государственности — утверждение её самостоятельности и независимости по отношению к России, её народу: См.: Исаев И.А.
История России: Правовые традиции М.( 1995.
С.72-152.
61 I
[стр. 23]

церковного культа и соответствующей практики» .
В конечном итоге не было необходимости усваивать сложные идеологические построения, достаточно было следовать рутине обрядов.
Во-вторых, для создания древнерусского права заимствовались нормы, но не воспринималась соответствующая юридическая теория.
В этих условиях «…рутина повторения заменяла глубину понимания» .
Это привело к тому, что вплоть до XVI в.
правовые теории не находили в России своего выражения в доктринальной форме.
В-третьих, на Руси не сформировалась специальная концептуально развёрнутая теория права, что связано с особенностями рецепции права в условиях, когда в результате её осуществления всё же не преодолевается культурный разрыв между донором и реципиентом.
Последний усваивает не весь массив права, а лишь те его фрагменты, которые необходимы для воспроизведения во вновь создаваемых правовых порядках основного смысла заимствуемого права, в данном случае его христианской идеи.
Так, по мнению А.П.
Семитко, «Воспринимаемое византийское право было слишком далеко от традиционного образа жизни славян»1.
Это препятствовало полному восприятию реципируемого права и порождало своеобразные трактовки части заимствуемых элементов правовой культуры.
К XVIII в.
модернизационный порыв России, связанный с принятием наследства «Второго Рима», явно угас, государство и право вступили в полосу кризиса.
Российская политико-правовая система все явственнее стала проигрывать военнополитическое, экономическое и культурнре соревнование Западной Европе.
Встал вопрос о выборе нового вектора развития, в том числе нового государственно-правового строя.
С началом царствования Петра Великого наступает новый этап влияния на российское право, но уже со стороны Западной Европы.
Среди реформ Петра I важное место занимает законодательная реформа.
Результатом знакомства Петра I с западноевропейским законодательством явилось издание ряда уставов и регламентов.
В Торговом, Морском Ремесленном, Воинском уставах, Духовном регламенте, Регламенте Камер-коллегии заметно заимствование элементов римского права .
Мода на следование западным культурным образцам появилась в Российском государстве до Петра I, но реализовалась в рецепции западной государственноправовой традиции только в результате реформ Петра и его наследников.
Рецепция была очень трудным и мучительным процессом, растянувшимся на несколько столетий.
Все началось с военной экспансии Петра I, выступившей способом приблизиться, географически влиться в Запад, а закончилось секуляризацией государственно-правовой жизни и массированным заимствованием нормативно-правовых предписаний и юридических техник.

Культурный шок от введения новых государственно-правовых порядков был столь велик, что в XVII — начале XVIII в.
в стране широко распространились предания, согласно которым Петр I был не «природным», а подменным царем.
Якобы, он был подменен немцами (при рождении, во время путешествия за море и т.
п.).
Петр — немец, то есть человек «непонятный», “лукавый”.
Старообрядцы вообще объявили его Антихристом, нарушающим вековые традиции1.
В XVIII и в последующие века прямые заимствования текстов западного права Россией приобрели значительные размеры.
Рецепции подверглось в первую очередь шведское право, а также германские, французские, датские законы.
Были проведены обширные кодификационные работы, изменена юридическая техника, что выразилось: а) в обретении русским правом западной отраслевой структуры, появлении многочисленных отраслей и институтов, ранее не известных русскому праву (вексельное право, регулирование права на разработку недр, договор товарищества, новые организационные формы предпринимательской деятельности и пр.); б) превалировании письменного нормативно-правового акта над иными источниками права; в) переходе от
каузальных предписаний к абстрактно-общим нормам; г) вытеснении формальными моментами (письменная форма сделки, их регистрация и пр.) традиционных, архаических юридических ритуалов (религиозно-символических актов, ранее выполнявших роль юридических актов), письменных зафиксированных фактов над свидетельскими показаниями’.
В этот период далеко не всегда соблюдалась мера в заимствовании иностранного законодательства, что в целом отрицательно влияло на развитие отечественного
правосознания.
Так, по мнению В.Н.
Синюкова, «Волевые новации Петра вызывают к

[Back]