Проверяемый текст
Курышев, Евгений Юрьевич; Рецепция в российском праве (Диссертация 2005)
[стр. 63]

Для составления проекта нового Гражданского уложения Александром I была создана законодательная комиссия при Министерстве юстиции которую первоначально возглавлял барон Г.А.
Розенкампф, а с 1809 г.
— граф М.М.
Сперанский.
Последний, работая над проектом Уложения, писал: «В источнике своем, то есть в римском праве, все уложения всегда будут сходны, но со здравым смыслом, со знанием сих источников и коренного их языка можно почерпать прямо из них, не подражая никому и не учась ни в немецких, ни во французских университетах»1.

Также, начиная с 1809 года граф М.М.
Сперанский работает над «Планом государственного преобразования».
По сути, это был первый конституционный проект появившейся в России.
Этот проект закреплял идею конституционноймонархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права.
Конституция по Сперанскому закон, «определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой» .
На протяжении всего XIX века в большинстве случаев конституционные изменения в Западной и Восточной Европе происходили в результате стремления новых классов, вдохновленных идеями Просвещения или прибылью от индустриализации, заставить монархов разделить с ними свою власть.
В первые десятилетия лишь немногие государства сумели конституционным путем ограничить прерогативы монархов, заставить их осуществлять правление совместно с набирающими силу парламентами.
Например, Нидерланды стали конституционной монархией после принятия i первой в истории страны писаной Конституции в 1815 году.
В результате восстания 1848 года король был вынужден учредить правительство, избираемое парламентом и ответственное перед ним.
В Бельгии совместные антимонархические выступления буржуазии и церкви привели к принятию Цит.
по: Гуляев А.М.
Указ.
Соч.
С.
9.
Конституционализм: исторический путь России к либеральной демократии: Сб.
документов / Авт.сост.: А.В.
Гоголевский (вступительная статья, комментарии), Б.Н.
Ковалев (комментарии, библиография).
М.: Гардарики, 2000.
С.
187.
63
[стр. 24]

жизни новое теоретическое обоснование природы русской государственности утверждение её самостоятельности и независимости по отношению к России, её народу: власть государя императора полагается абсолютной и не связанной никакими условиями, тем более народной санкцией (как это мы видим в избрании государей в Московский период).
Пётр разрушил все институты государственного представительства территорий, и с началом его царствования русская государственность постепенно демонтируется и заменяется институтами западного полицейского государства» .
«Русское законодательство с Петра Великого действительно подчиняется влиянию законодательств западноевропейских — черта, до известной степени отличающая новое русское законодательство от древнего, допетровского» .
Несоблюдение меры в заимствовании европейских кодификаций вело к консервации на русской почве «вчерашнего дня» зарубежных правовых систем.
Внешне привлекательные заимствования, будучи механически перенесенными, на русскую почву, «ломали естественный ход жизни русского государства и права, выступая тормозом самостоятельного развития России» .
Петровская рецепция не имела исторической связи с предыдущим периодом развития права.
Отсутствовала преемственность права, один из составных компонентов рецепции права.
Следы влияния права других государств обнаруживаются в эпоху Екатерины II (1762-1796) и при императоре Александре I (1801-1825).
Так, во время царствования Екатерины II предпринимались попытки использовать римские нормы в законодательных работах, в частности при составлении проекта нового Уложения.
Специально для рабочей законодательной комиссии Екатериной II был написан документ, называвшийся «Начертание о приведении к окончанию комиссии проекта нового Уложения», в котором из римского права были заимствованы институционная схема и определение договора.
Для составления проекта нового Гражданского уложения Александром I была создана законодательная комиссия при Министерстве юстиции, которую первоначально возглавлял барон Г.А.
Розенкампф, а с 1809 г.
— граф М.М.
Сперанский.
Последний, работая над проектом Уложения, писал: «В источнике своем, то есть в римском праве, все уложения всегда будут сходны, но со здравым смыслом, со знанием сих источников и коренного их языка можно почерпать прямо из них, не подражая никому и не учась ни в немецких, ни во французских университетах» .

В 1864 г.
в России правительством Александра II была проведена судебная реформа.
В частности, был принят Устав гражданского судопроизводства , при составлении которого использовался Французский гражданский кодекс, являвшийся классическим образцом рецепции римского права.
В Уставе гражданского судопроизводства 1864 г.
нашли свое отражение основопологающие принципы римского гражданского процесса: диспозитивность, состязательность, гласность, устность.
Большое влияние римское право оказало на развитие в российской правовой теории и законодательстве XIX в.
институтов иска, доказательства, представительства, судебного обжалования.
Дореволюционная процессуальная наука использовала римские названия отдельных видов исков: негаторный, виндикационный, преюдициальный иски.
Наибольшему заимствованию подвергся институт доказательства.
Так, по мнению Е.В.
Сологубовой, «Устав гражданского судопроизводства воспринял римскую систему доказательств, в частности принцип распределения тяжести доказывания, виды доказательств, за исключением презумпций.
Был воспринят ряд известных римскому праву презумпций: отцовства, знания закона, добропорядочности.
В Уставе впервые получили закрепление институты заочного решения и апелляции, зародившиеся в римском праве» .
Однако следует подчеркнуть, что в Уставе были также воспроизведены Нормы римского права о свидетелях и свидетельских показаниях, существовавшие в Соборном уложении 1649 г.
Таким образом, необходимо отметить, что рецепция иностранного права включала следующие стадии (этапы): 1) разработка идеологической основы развития государства и права, с учётом иностранного опыта; 2) 3) критическая оценка действующей правовой системы, выявление её проблем, не работающих элементов; 4) 5) анализ зарубежной юридической практики, выбор наиболее идеологически подходящего объекта рецепирования; 6) 7) технико-юридическая адаптация

[Back]