Проверяемый текст
Курышев, Евгений Юрьевич; Рецепция в российском праве (Диссертация 2005)
[стр. 70]

Хотя Временное правительство было сметено Октябрьской революцией, выборы делегатов Учредительного собрания прошли в намеченный им срок.
Первое и единственное его заседание состоялось в начале 1918 года, после которого собрание попросту разогнали .
В том же году комитет, в состав которого входили такие известные личности, как Яков Свердлов, секретарь ЦК большевистской партии и одновременно председатель ВЦИК, Николай 4 Бухарин, видный деятель партии и один из лидеров ее левого крыла, и Иосиф Сталин, в то время народный комиссар по делам национальностей, подготовил текст первой Конституции РСФСР .
Написанная В.И.
Лениным «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», вошедшая в состав Конституции, в значительной степени контрастировала с Декларацией прав человека и гражданина, принятой в начальный период Французской революции.
Отличительной особенностью Конституции РСФСР 1918 года было то, что она отвергала концепцию разделения властей.
Вместо этого говорилось об обеспечении «всей полноты власти за трудящимися массами» (п.
«ж» ст.
3), что «эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти» (ст.
7) и, что новое государство «лишает отдельных лиц и отдельные группьг прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции» (ст.
23).
В этой первой Конституции РСФСР, за которой последовали другие, заключались принципы, которые на протяжении всего существования СССР оставались ключевыми для советского конституционного устроения.
В ходе социалистического строительства в России западный государственно-правовой опыт не только отрицался, но и во многом — воспринимался, но в «переработанном» виде идеологии строительства * социализма.
Этим модернизации российского права и лежащая в ее основе рецепция западной государственно-правовой традиции отличалась от
Протасов, JI.
Г.
Всероссийское Учредительное собрание: История рождения и гибели.
— М.гРОССПЭН, 1997.
— С.
115-138.2 Равин, С.
М.
Конституционные принципы советского государства: К 40-летию Конституции РСФСР 1918 г.
/С.
М.
Равин.
//Правоведение.
-1958.
№ 2.
с.
26 36 70 I
[стр. 25]

заимствованных норм, институтов, системы права, отдельных элементов правовой системы, корректировка юридической практики, согласование с традиционными элементами отечественного права.
8) Рецепция, проведённая без учёта этих стадий, как правило, приводила к тому, что заимствованные элементы вызывали отторжение социальной практики либо требовали существенных преобразований государственной организации.
Рецепция западного опыта в сфере правового регулирования выступала в форме как перевода и принятия источников зарубежного права, так и создания оригинальных актов на основе заимствованных принципов.
Например, в области уголовного права, правового регулирования земства, государственных финансов, государственного управления и административного права в XVIII веке Россией был воспринят значительный массив действовавших нормативно-правовых предписаний, юридических конструкций .
Однако в дальнейшем российское правоведение, восприняв идеи западного права, самостоятельно формулировало конкретные нормативно-правовые предписания.
Позднее это получило идеологическое подкрепление в укрепившемся в русской юридической науке убеждении, согласно которому «…Закон есть отчина в каждом обществе.
Самостоятельное общество, пока оно самостоятельно, не может подчиниться » чужим законам, принесённым со стороны; подчинение чуждым законам есть уже явный признак падения общества.
Законы должны вытекать из 2 историческои жизни народа» .
В XIX веке Россия в целом отказалась от прямого копирования западных актов, применяя идеи западного права выборочно и субсидиарно.
Для России такой путь постепенной рецепции западного права от прямого копирования к творческому освоению — был более естественным, поскольку государство сохраняло православное своеобразие в рамках христианского мира.
После реформы власти (введение министерств в 1802 — 1810 гг., преобразования управления губерниями), которая, в целом, основывалась на рецепции европейского законодательства, наступает период отторжения и вытеснения нормативных основ европейской правовой традиции.
Во второй половине века, на основе частичного усвоения доктрины правового государства, для которой характерны принципы разделения властей, связанности государства законом, гарантии прав личности, запрет чрезмерности государственного вмешательства в общественную и частную жизнь, проведены ряд буржуазных реформ от крестьянской до судебной.
На этом этапе рецепции в значительной мере способствовали представители отечественного научного правоведения, представленного естественно-правовой и государственной (позитивистской) школами.
В период становления нового социалистического общества в 1918 году были приняты первые российские кодексы о брачном, семейном и опекунском праве, о труде, заложившие начало новой законодательной формы права отраслевых кодексов взамен прежних Свода и Уложений.
Первая советская крупная кодификация права начала 20-х годов испытала влияние германского права, в частности в сфере гражданско-правового регулирования, Германского гражданского Уложения 1896 г.
В ходе социалистического строительства в России западный государственноправовой опыт не только отрицался, но и во многом — воспринимался, но в «переработанном» виде идеологии строительства социализма.
Этим модернизации российского права и лежащая в ее основе рецепция западной государственно-правовой традиции отличалась от
предыдущих модернизаций, в ходе которых копировались уже существующие в западном мире государственно-правовые порядки.
Рецепция западных институтов права в России в период социализма выразилась в таких направлениях правового развития, как восприятие идей конституционализма, федерализма, формальной законности, крупных кодификационных актов1.
Сегодня на этапе становления российской правовой системы рецепция играет важную роль.
Марксистско-ленинская правовая теория, доминировавшая в российской юриспруденции до начала 90-х гг.
XX й., в настоящий момент подвергается жесткой критике.
В настоящее время в юридической науке и практике доминируют теории правового и

[Back]