Проверяемый текст
Федоринов Вадим Евгеньевич. Политические партии России в условиях становления и развития плюрализма (Диссертация 2002)
[стр. 189]

195 Эта идея была закреплена в Конституции 1977 г.
Но учёные и политики своевременно не учли постепенных процессов нового социального расслоения, появления новых социальных групп как внутри классов, так и вне их, а следовательно, и новых социальных интересов.
Рабочий класс, крестьянство и
интеллигенцию только в общих чертах можно рассматривать как единые социальные категории.
К числу других значимых факторов, повлиявших на формирование многопартийности следует отнести: функционирование диссидентского движения, которое давалоаргументированную критику советского строя* деятельности госпартноменклатуры с позиций правозащитности, обосновывало-необходимость смены режима, не оправдавшего социальных ожиданий большинства населения СССР; появление во второй половине 80-х гг.
большого количества так называемых «неформальных» объединений, движений и организаций, в рамках которых определился плюрализм мнений, взглядов, интересов, их члены получили навык формирования, выражения и отстаивания своего мнения («неформальные» объединения заложили, идейнопропагандистские основы политического плюрализма в СССР); расширение гласности в форме множественности точек зрения, мнений, взглядов и как результат углубление политизации общественного сознания на фоне отсутствия развитой политической культуры населения; многонациональность страны, нерешенность некоторых проблем национального характера (это привело к тому, что первые политические партии стали формироваться, прежде всего, в национальных республиках); предпосылки социальнопсихологического характера, а именно недовольство населения положением дел в стране, коррупцией и бюрократизмом управленческих структур, ростом преступности, ухудшением материального положения значительной части населения, усилением социальной напряжённости; жёсткий «классовый» отбор в ряды КПСС, забюрократизированный и зарегламентированный, что в результате привело к тому, что в ряды КПСС вовлекались не наиболее идеологически подготовленные и социально активные члены общества, а доста
[стр. 142]

литики и учёные своевременно не учли постепенных процессов нового социального расслоения, появления новых социальных ipynn как внутри классов, так и вне их, а следовательно, и новых социальных интересов.
Рабочий класс, крестьянство и
интеллигенция только в общих чертах можно рассматривать как единые социальные категории.
Поскольку, как было установлено многими учёными, формирование политических партий и политических групп является результатом проявления социальных интересов, представляется целесообразным начать анализ этой проблемы с социальной структуры общества в СССР на рубеже 80-90-х гт.
XX в.
как ключевого момента, тем более что в этот период в социальной структуре общества начали происходить существенные изменения.
Этот анализ необходимо осуществлять с учётом четвёртой (по А.Ю.
Мельвилю) парадигмы, предлагаемой им «воронки причинности».
Данная парадигма предусматривает произведение подобного анализа с точки зрения социально-экономических процессов и условий их развития, степени их дифференциации, взаимоотношений между классами и группами1.
С учётом вышеуказанного подчеркнём, что к концу 80-х гг.
социологи выделяли как минимум одиннадцать социальных групп: 1.
Передовой в гфофессионально-квалификационном и социальнополитическом отношениях слой рабочих; 2.
Основной (наиболее многочисленный) слой рабочих средней квалификации с обычной технической вооружённостью труда; 3.
Слой рабочих, развращённый длительной практикой получения незаработанного дохода и привыкший давать обществу меньше, чем берёт от него; 4.
Колхозное крестьянство; 5.
Научно-техническая интеллигенция (специалисты народного хо142 ' См.
Мельвиль Л.10.
Указ.
соч.
С.
35-37.


[стр.,148]

В-пятых, большую роль в формировании многопартийности сыграл такой фактор, как многонациональность страны, нерешённость некоторых проблем национального характера, а также проявления националистических и сепаратистских тенденций.
Этим можно объяснить тот факт, что более интенсивный процесс формирования политизированных объединений, организаций и движений начался прежде всего в бывших союзных республиках (Прибалтика, Армения, Грузия).
Новые политические партии, фронты, движения превратились в существенный фактор в политической жизни общества в национальных регионах страны.
Отметим, что повторялась та особенность образования политических партий в России рубежа XIX-XX вв., когда политические партии стали формироваться прежде всего на национальных окраинах империи.
В-шестых, серьёзным импульсом для создания новых (притом оппозиционных КПСС) партий были предпосылки социально-лсихологического характера.
Они обусловливались теми кризисными явлениями во всех сферах общественной жизни, которые проявились к концу 80-х гг.
XX в., недовольством населения положением дел в стране, а также погрязшими в бюрократизме и коррупции управленческими структурами; ухудшением материального положения значительной части населения, ростом преступности, усилением социальной напряжённости.
Население питало надежду на то, что если «старые» власти не могут преодолеть кризисные явления, то, может быть, это сделают новые политические партии, новые лидеры, новые управленческие структуры.
Этим во многом объясняются итоги выборов 1989-1991 гг., а также характер общественно-политических процессов в РФ и других бывших союзных республиках.
Этот анализ соответствует седьмой (микроуровневой) парадигме «воронки причинности», предполагающей учёт индивидуальных, личностных, политико-правовых факторов, конкретные решения и поведение148

[Back]