удобства и беспокойство, расширяет диапазон возможностей для человечества и делает жизнь в целом более привлекательной, чем условия, создавае1 ft мые любой из альтернатив» . Как верно указывает Селихов Г.С. «в этом заключается значимость, ценность, инструментальные и иные качества плюра19 лизма» . Одной из разновидностей модели плюралистической демократии является концепция полиархии, разработанная Р. Далем. Сам термин «полиархия» (дословно «правление многих») возник в Англии в 1609 г., однако в обществоведческой литературе он практически не использовался, вплотьдо* начала 50-х гг. XX столетия. Впервые он был введен в научный оборот в качестве политологической категории в 1953 г. в книге Р. Даля и Г. Линдблома «Политика, экономика и благосостояние»: «Полиархия означает значительную степень социального плюрализма или разнообразие социальных организаций, сочетающееся со значительной степенью их автономии в отношении друг друга»18 19 20. Использование данной категории, по мнению авторов, открывало возможности для более реалистичного анализа существующих демократических систем, оставляя при этом в стороне абстрактные демократические идеалы. Первоначально Р. Даль и Г. Линдблом анализировали полиархию как процесс, посредством которого рядовые граждане могут осуществлять контроль за политическими лидерами. В последующем концепция полиархии дополнялась существенными признаками, затрагивающими институциональные, процессуальные и культурологические аспекты плюралистической демократии. На основании обстоятельного анализа истории и теории демократии Р. Даль в итоге выделил семь признаков полиархии: I) выборность органов власти, гарантированная конституцией; с помощью выборов осуществляется контроль над правительственными решениями; 18 Зигмунт Б. Текучая современность. / Б. Знгмунт//. СПб: Изд-во Питер, 2008. С. 191. 19 Селихов Г.С. Институционально-правовое измерение политического плюрализма: Дис. ... канд. гарид. наук : 23.00.02 / Г.С. Селихов // Ростов-на-Дону, 2008. С. 18. 50 Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство/ Р. Даль// «Вопросы философии». 1994. № 3. С. 41. 22 |
во, так как он предлагает выгоды, намного превышающие причиняемые им неудобства и беспокойство, расширяет диапазон возможностей для человечества и делает жизнь в целом более привлекательной, чем условия, создаваемые любой из альтернатив»9. В этом заключается значимость, ценность, инструментальные и иные качества плюрализма. Так, И.А. Василенко отмечает, что плюрализм есть «социально-философская и политическая позиция, согласно которой существует множество независимых и равноправных начал (позиций, интересов, партий, идеологий), разнообразие которых продуктивно»10, хотя и требует некоторого уточнения. Довольно часто в политико-правовой литературе этот термин понимают в количественном, числовом содержании. Речь идет о множественности мнений, культур, политических партий, прав и свобод человека и гражданина, отраслей, норм, институтов права и т.п. Полагаем, что это упрощенный взгляд на проблему плюрализма. В данном случае в его политическом и правовом измерении. Количественно-числовое понимание плюрализма, при всей его важности, оставляет в стороне качественные свойства данного явления, принципа, учения, позиции и г.п., а они являются принципиально, основополагающе важными и необходимыми. Фиксация количественного порядка любого политико-правового явления вне его качественного составляющего атрибута, по сути, сводит как анализ, так и практику его реализации, к довольно простому и схематичному действию субъектов по наполнению числовыми показателями, до конца не раскрывающими содержание данного явления, а следовательно, неизбежно ведущими к поверхностному результату. Например, многообразие партий и их формальное представление в многопартийности не дают нам основания отмечать факт наличия многопартийности, поскольку в ней качество каждой отдельной политической партии и качество взаимодействий взаимопроникающих сторон, как пра9 Зигмунт Б. Текучая современность. СПб., 2008. С. 191. 10 Василенко И.А. Политическая философия. М., 2004. С. 221. 18 является добровольным и ограниченным; группы часто имеют свободную или децентрализованную организационную структуру; группы интересов и правительство четко отделены друг от друга»30. Либеральная демократия как определенная парадигмапьная концепция издавна находится в центре внимания политологической и правовой мысли. Подходов к ее анализу множество, но из них, как правило, выделяют следующие: элитизм, плюрализм, корпоративизм, марксизм и некоторые другие. Обратим внимание только на плюралистический подход. Р. Даль стал основателем парадигмы «полиархии» одной из современных концепций плюралистической демократии, признающей «власть многих», а не «власть всех», как демократия. «Полиархия означает значительную степень социального плюрализма или разнообразие социальных организаций, сочетающееся со значительной степенью их автономии в отношении друг друга»31. В полиархии демократичность проявляется в конкуренции между политическими партиями в ходе избирательных кампаний, а также возможностями свободно выражать свои позиции, установки, взгляды. Не затрагивая всего возможного круга проблем, связанных с полиархией, отметим только, что Р. Даль, Д. Трумэн и другие ученые стали проповедовать парадигму, которая называется «плюралистическая демократия». В ее содержании находится представление об обществе как совокупности большого количества малых групп, каждая из которых стремится влиять на процесс принятия решений. Р. Даль на базе неравного распределения экономических ресурсов в их тенденции пришел к выводу, что политическая власть из рук «многих» постепенно переходит к «немногим». В результате плюрализм приобретает очертания теории «групповой политики», что находит отражение в становлении неоплюра30 Теория политики. СПб., 2008. С. 245. 31 Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 41. 36 |