Проверяемый текст
Селихов Герман Сергеевич. Институционально-правовое измерение политического плюрализма (Диссертация 2008)
[стр. 21]

удобства и беспокойство, расширяет диапазон возможностей для человечества и делает жизнь в целом более привлекательной, чем условия, создавае1 ft мые любой из альтернатив» .
Как верно указывает Селихов Г.С.
«в этом заключается значимость, ценность, инструментальные и иные качества
плюра19 лизма» .
Одной из разновидностей модели плюралистической демократии является концепция полиархии, разработанная Р.
Далем.
Сам термин «полиархия» (дословно «правление многих») возник в Англии в 1609 г., однако в обществоведческой литературе он практически не использовался, вплотьдо* начала 50-х гг.
XX столетия.
Впервые он был введен в научный оборот в качестве политологической категории в 1953 г.
в книге Р.
Даля и Г.
Линдблома «Политика, экономика и благосостояние»: «Полиархия означает значительную степень социального плюрализма или разнообразие социальных организаций, сочетающееся со значительной степенью их автономии в отношении друг друга»18 19 20.
Использование данной категории, по мнению авторов, открывало возможности для более реалистичного анализа существующих демократических систем, оставляя при этом в стороне абстрактные демократические идеалы.
Первоначально Р.
Даль и Г.
Линдблом анализировали полиархию как процесс, посредством которого рядовые граждане могут осуществлять контроль за политическими лидерами.
В последующем концепция полиархии дополнялась существенными признаками, затрагивающими институциональные, процессуальные и культурологические аспекты плюралистической демократии.
На основании обстоятельного анализа истории и теории демократии Р.
Даль в итоге выделил семь признаков полиархии: I) выборность органов власти, гарантированная конституцией; с помощью выборов осуществляется контроль над правительственными решениями; 18 Зигмунт Б.
Текучая современность.
/ Б.
Знгмунт//.
СПб: Изд-во Питер, 2008.
С.
191.
19 Селихов Г.С.
Институционально-правовое измерение политического плюрализма: Дис.
...
канд.
гарид.
наук : 23.00.02 / Г.С.
Селихов // Ростов-на-Дону, 2008.
С.
18.
50 Даль Р.
Полиархия, плюрализм и пространство/
Р.
Даль// «Вопросы философии».
1994.
№ 3.
С.
41.
22
[стр. 18]

во, так как он предлагает выгоды, намного превышающие причиняемые им неудобства и беспокойство, расширяет диапазон возможностей для человечества и делает жизнь в целом более привлекательной, чем условия, создаваемые любой из альтернатив»9.
В этом заключается значимость, ценность, инструментальные и иные качества
плюрализма.
Так, И.А.
Василенко отмечает, что плюрализм есть «социально-философская и политическая позиция, согласно которой существует множество независимых и равноправных начал (позиций, интересов, партий, идеологий), разнообразие которых продуктивно»10, хотя и требует некоторого уточнения.
Довольно часто в политико-правовой литературе этот термин понимают в количественном, числовом содержании.
Речь идет о множественности мнений, культур, политических партий, прав и свобод человека и гражданина, отраслей, норм, институтов права и т.п.
Полагаем, что это упрощенный взгляд на проблему плюрализма.
В данном случае в его политическом и правовом измерении.
Количественно-числовое понимание плюрализма, при всей его важности, оставляет в стороне качественные свойства данного явления, принципа, учения, позиции и г.п., а они являются принципиально, основополагающе важными и необходимыми.
Фиксация количественного порядка любого политико-правового явления вне его качественного составляющего атрибута, по сути, сводит как анализ, так и практику его реализации, к довольно простому и схематичному действию субъектов по наполнению числовыми показателями, до конца не раскрывающими содержание данного явления, а следовательно, неизбежно ведущими к поверхностному результату.
Например, многообразие партий и их формальное представление в многопартийности не дают нам основания отмечать факт наличия многопартийности, поскольку в ней качество каждой отдельной политической партии и качество взаимодействий взаимопроникающих сторон, как пра9 Зигмунт Б.
Текучая современность.
СПб., 2008.
С.
191.
10 Василенко И.А.
Политическая философия.
М., 2004.
С.
221.
18

[стр.,36]

является добровольным и ограниченным; группы часто имеют свободную или децентрализованную организационную структуру; группы интересов и правительство четко отделены друг от друга»30.
Либеральная демократия как определенная парадигмапьная концепция издавна находится в центре внимания политологической и правовой мысли.
Подходов к ее анализу множество, но из них, как правило, выделяют следующие: элитизм, плюрализм, корпоративизм, марксизм и некоторые другие.
Обратим внимание только на плюралистический подход.
Р.
Даль стал основателем парадигмы «полиархии» одной из современных концепций плюралистической демократии, признающей «власть многих», а не «власть всех», как демократия.
«Полиархия означает значительную степень социального плюрализма или разнообразие социальных организаций, сочетающееся со значительной степенью их автономии в отношении друг
друга»31.
В полиархии демократичность проявляется в конкуренции между политическими партиями в ходе избирательных кампаний, а также возможностями свободно выражать свои позиции, установки, взгляды.
Не затрагивая всего возможного круга проблем, связанных с полиархией, отметим только, что Р.
Даль, Д.
Трумэн и другие ученые стали проповедовать парадигму, которая называется «плюралистическая демократия».
В ее содержании находится представление об обществе как совокупности большого количества малых групп, каждая из которых стремится влиять на процесс принятия решений.
Р.
Даль на базе неравного распределения экономических ресурсов в их тенденции пришел к выводу, что политическая власть из рук «многих» постепенно переходит к «немногим».
В результате плюрализм приобретает очертания теории «групповой политики», что находит отражение в становлении неоплюра30 Теория политики.
СПб., 2008.
С.
245.
31 Даль Р.
Полиархия, плюрализм и пространство //
Вопросы философии.
1994.
№ 3.
С.
41.
36

[Back]