Проверяемый текст
Селихов Герман Сергеевич. Институционально-правовое измерение политического плюрализма (Диссертация 2008)
[стр. 24]

ляемым классом.
Так, П.
Джойс плюрализм относит к одной из идей политики.
Он основывает свое понимание плюрализма на либерально-демократических взглядах, в центре которых группы интересов как главный механизм воздействия на процесс принятия решений, и определяет плюралистическое общество как «организацию большого числа соперничающих друг с другом групп интересов»' .

Он отмечает, что одни теоретики^ плюрализма считают власть-арбитром в разрешении межгрупповых баталий, а другие полагают, что сама власть активно в них участвует.
П.
Джойс вводит понятие «гиперплюрализм», характеризующее ситуацию, где все интересы групп находятся в равном положении.
Согласно теории плюрализма власть не сконцентрирована в центре, а рассеяна в обществе.
В соответствии с либеральнодемократической политической системой плюрализм является ее ключевой характеристикой, в которой существует конкуренция, открытое соперничество за власть, не принадлежащую небольшой группе людей24
25.
Политолог Э.
Хейвуд понимает под плюрализмом «приверженность идеалам многообразия и множественности мнений; концепцию равномерного
распределения политической власти»23.
Здесь заслуживают внимания два аспекта проблемы: введение в понятийную характеристику политического плюрализма идеала, то есть должного, нормативного, совершенного многообразия, множественности, и рассмотрение концепции плюрализма через равномерное распределение политической власти.
Характеристика политического через проблему распределения политической власти является
распросграненной в западной политической науке, и она не лишена позитивности26.
Э.
Хейвуд полагает, что для успешного функционирования плюралистической демократии требуются следующие условия: распределение политической власти между соперничающими группами (особенно важно
отсут2i Джойс П.
101 ключевая идея: Политика.
Грандиозный мир.
/ П.
Джойс И М.: ФАИР-ПРЕСС.
2002.
С.
161.
"4 См.
Селихов Г.С.
Указ.
соч.
С.
20.
25 См.
Хейвуд Э.
Политология.
/ Э.
Хейвуд // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
С.
519.
26 См.
Селихов Г.С.
Указ.
соч.
С.
21.
25
[стр. 20]

является неологизмом в политической науке.
В английском оксфордском словаре, в статье о плюрализме, опубликованной в 1907 году, отмечается, что плюрализм «способ плюрального существования; условие или факт плюрального существования»IО * 12.
Не приводя дальнейшие рассуждения Р.
Даля по данной проблеме, укажем только, что для реализации цели настоящей работы необходимо рассматривать плюрализм не только как способ, условие или факт плюрального существования субъектов, но и в других смысловых значениях.
Плюрализм в политической области трактуют также как веру в существование конкуренции между политическими субъектами.
При этом плюралисты противостоят элитистам.
Первые считают общественно-политические организации важнее различий между правящим и управляемым классом.
Между тем П.
Джойс плюрализм относит к одной из идей политики.
Он основывает свое понимание плюрализма на либерально-демократических взглядах, в центре которых группы интересов как главный механизм воздействия на процесс принятия решений, и определяет «плюралистическое общество как организацию большого числа соперничающих друг с другом групп интересов»13.

П.
Джойс отмечает, что одни теоретики плюрализма считают власть арбитром в разрешении межгрупповых баталий, а другие полагают, что сама власть активно в них участвует.
Он вводит понятие «гиперплюрализм», характеризующее ситуацию, где все интересы групп находятся в равном положении.
Согласно теории плюрализма власть не сконцентрирована в центре, а рассеяна в обществе.
В соответствии с либеральнодемократической политической системой плюрализм является ее ключевой характеристикой, в которой существует конкуренция, открытое соперничество за власть, не принадлежащую небольшой группе людей.

Политолог Э.
Хейвуд понимает под плюрализмом «приверженность идеалам многообразия и множественности мнений; концепцию равномерного
I О ~ Даль Р.
Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии.
1994.
№3.
С.
41.
13 Джойс П.
101 ключевая идея: Политика.
М., 2002.
С.
161.
20

[стр.,21]

распределения политической власти»14.
Здесь заслуживают внимания два аспекта проблемы: введение в понятийную характеристику политического плюрализма идеала, то есть должного, нормативного, совершенного многообразия, множественности, и рассмотрение концепции плюрализма через равномерное распределение политической власти.
Характеристика политического через проблему распределения политической власти является
распространенной в западной политической науке, и она не лишена позитивности.
В заключение, обратившись к современным политологическим российским исследованиям этимологии и содержания политического плюрализма, отметим, что в начале конституирования политологии проблема политического плюрализма не находила должного отражения.
Например, в одной из фундаментальных политологических работ написано: «Плюрализм в политике: система власти, основанная на взаимодействиях и “противовесах” основных партий и организаций»15.
Сразу необходимо отметить, что следует разделять плюрализм в политике и политический плюрализм.
Плюрализм в политике может в содержательном контексте не обладать политическим измерением в относительно полной мерс.
Он может быть экономическим, социальным, духовным и иным.
Это значит, что множественность экономических, социальных, духовных и иных интересов, преференций, взглядов, разнообразных неполитических субъектов для осуществления подобных определенностей, требует привлечения разнообразных политических средств, форм, методов, технологий.
Между тем, во-первых, политический плюрализм политичен по своему содержанию и формам проявления.
Во-вторых, поскольку проблема политической власти является центральной в политике и политологии, то в данном контексте точнее использовать понятие «политический плюрализм».
В-третьих, нельзя замыкать оба выделенных нами вида плюрализма только на проблеме власти, поскольку политическое это всегда раз14 Хейвуд Э.
Политология.
М., 2005.
С.
519.
15 Политология.
Энциклопедический словарь.
М., 1993.
С.
248.
21

[стр.,32]

мотивы политической деятельности индивида.
Народ же рассматривается как сложное, внутренне противоречивое образование, и он поэтому не может выступать главным субъектом политики.
В плюралистических демократиях основное внимание уделяется созданию такого механизма политического взаимодействия, который обеспечивал бы возможность различным объединениям граждан выражать и отстаивать интересы своих членов.
Доминирующая роль в этом механизме отводится независимым группам политического влияния.
Здесь действует множество группировок партий, общественных объединений и движений, стремящихся участвовать в реализации власти или оказывать влияние на деятельность правящей группы.
Важное значение придается также обеспечению баланса интересов различных социальных групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными группами или большинством граждан»24.
Э.
Хейвуд полагает, что для успешного функционирования плюралистической демократии требуются следующие условия: распределение политической власти между соперничающими группами (особенно важно
отсутствие привилегированных групп); высокий уровень внутренней ответственности, при котором лидеры политических групп подотчетны их рядовым членам; нейтральный аппарат правительства, внутренне достаточно структурированный, чтобы предоставить политическим группам «поле» для непосредственной политической деятельности25.
В 90-х годах XX века в России начался процесс конституирования политологии как науки и учебной дисциплины.
Появились учебные пособия, учебные программы.
В одной из программ курса «Основы политологии», в третьем разделе «Демократия», представлена тема 9 «Принципы плюралистической демократии».
Эту тему, в частности, раскрывают следующие во24 Мельник В.А.
Современный словарь по политологии.
Минск, 2004.
С.
456.
2э См.: Хейвуд Э.
Политология.
М., 2005.
С.
97.
32

[Back]