оппозиции. Политический плюрализм не безграничен, он опирается на определенные юридические основы, которые определяют внешние рамки деятельности общественных объединений. Главное в сопряжении их целей с конституционным строем. Именно для охраны основного закона предусматривается возможность запрета (т.е. недопущения создания и деятельности) общественных объединений, цели или действия которых подпадают под действие п.5 ст.13 Конституции. Установление в Конституции • РФ принципа идеологического плюрализма-является одним из важных демократических достижений. Проблема политического плюрализма исследуется и с точки зрения детерминирующего фактора политических событий, фактов и т.п. Так, Р. Дарендорф в качестве одного из обстоятельств успешного регулирования конфликта выделяет плюрализм мнений. С его точки.зрения, плюрализм свободных обществ признаёт и приемлет социальный конфликт. Подобную позицию разделяют и отечественные политологи: Так, Глу\ хова А. В. и Рахманин В;С. отмечают: «Естественно, что равновесие, достигаемое посредством политического компромисса, является подвижным, оно постоянно колеблется, нарушается и восстанавливается: Такое равновесие, т.е. компромисс, и составляет основу стабильного, устойчивого развития. Исторически наибольшую способность к компромиссам обнаруживали либеральные демократии Запада, само социальное устройство которых, тип хозяйственной деятельности, политическое развитие и диалоговая политическая культура облегчали и стимулировали взаимные уступки и поиск баланса интересов. Естественная склонность к компромиссам была и остаётся одной из важнейших особенностей конституционно-плюралистических режимов и 40 сегодня» . В современных зарубежных политико-правовых исследованиях политический плюрализм чаще всего определяется как расхождение мнений и инло Глухова А.В., Рахманин В.С. Политическая конфликтология / А.В. Глухова, В.С. Рахманин // Воронеж: Воронежски»! государственны!! университет, 2002. С. 261. 32 |
В целом, по его мнению, при решении любого вопроса общественной жизни либерализм на практике терпел неудачи, поскольку основывался на абстрактных формулах, был умозрительным, догматичным и слишком оптимистичным учением. Задачу грядущего века для Европы и Америки Любавский видел в примирении демократии и свободы. С одной стороны, «торжество демократии делает либерализм еще более необходимым», а с другой «вне либеральных решений демократия может представить нам выбор только между двумя видами тирании; тиранией масс, тиранией государства или коммуны или же тиранией диктатора, гражданского или военного, воплощающего собой народную власть» . Таким образом, проблема либерально-демократического плюрализма является сложной и многозначной. Она не может быть сведена только к ее либертарному пониманию. В ней есть как позитивные, так и негативные, элементы, которые следует учитывать в теоретической и практической деятельности политических субъектов, вооруженных правовыми, политическими, моральными и иными нормами. Кроме отмеченных парадигмальных установлений плюралистических концепций, важно указать и тот факт, что проблема политического плюрализма исследуется в аспектно-конкретном плане и с точки зрения детерминирующего фактора политических событий, фактов и т.п. Так, Р. Дарендорф в качестве одного из обстоятельств успешного регулирования конфликта выделяет плюрализм мнений. С его точки зрения, плюрализм свободных обществ признает и приемлет социальный конфликт. Он вводит понятие «регламентированный конфликт», что есть свобода, а это значит, что «никто не сможет превратить свою позицию в догму». Если общество принимает правилом, принципом своего существования практику отрицания конфликта, то оно идет к выхолащиванию и к последующему отриЛюбавская Н. Либерализм и демократия // Власть. 2006. № 6. С. 72. 40 |