50 Под проявлениями плюрализма СМИ следует понимать, с одной стороны, множественность независимых и автономных средств массовой информации, имеющих доступ к достаточному числу разнообразных источников информации, средств производства и распространения своей продукции, а с другой стороны отражение в СМИ разнообразия политических, социальных, религиозных и культурных взглядов при соблюдении редакционной независимости и уважения тех правил саморегулирования, которые могут быть приняты самим медиа-сообществом недобровольной основе. Свободные и независимые СМИ'способны решать задачи общегражданского уровня и постоянно пытаются вести диалог «верха» и «низа»; Г) многопартийность, отражающую многообразную социальную структуру общества. В условиях существования многопартийной системы соперничество и противоборство нескольких политических партий, их борьба за власть служат механизмом использования различных интересов в целях развития общества в целом, решения его социальных проблем. В ходе этого соперничества-сотрудничества выявляется многообразие мнений, интересов и возможность их гармонизации, легитимация'политического строя, отвечающего принципу волеизъявления народа^ появляется возможность выбора тех общественных сил и партий, которые способны реализовать стоящие перед обществом задачи. В то же время чередование партий у власти предотвращает их перерождение и общественный застой. Интересной представляется позиция Селихова Г.С.: «Часто в политикоправовой литературе этот термин [политический-плюрализм дисс.] понимают в количественном, числовом содержании. Речь идет о множественности мнений, культур, политических партий, прав и свобод человека и гражданина, отраслей, норм, институтов права и т.п. Полагаем, что это упрощенный взгляд на проблему политического плюрализма. Количественно-числовое понимание плюрализма, при всей его важности, оставляет в стороне качественные свойства данного явления, принципа, учения, позиции и т.п., а они |
во, так как он предлагает выгоды, намного превышающие причиняемые им неудобства и беспокойство, расширяет диапазон возможностей для человечества и делает жизнь в целом более привлекательной, чем условия, создаваемые любой из альтернатив»9. В этом заключается значимость, ценность, инструментальные и иные качества плюрализма. Так, И.А. Василенко отмечает, что плюрализм есть «социально-философская и политическая позиция, согласно которой существует множество независимых и равноправных начал (позиций, интересов, партий, идеологий), разнообразие которых продуктивно»10, хотя и требует некоторого уточнения. Довольно часто в политико-правовой литературе этот термин понимают в количественном, числовом содержании. Речь идет о множественности мнений, культур, политических партий, прав и свобод человека и гражданина, отраслей, норм, институтов права и т.п. Полагаем, что это упрощенный взгляд на проблему плюрализма. В данном случае в его политическом и правовом измерении. Количественно-числовое понимание плюрализма, при всей его важности, оставляет в стороне качественные свойства данного явления, принципа, учения, позиции и г.п., а они являются принципиально, основополагающе важными и необходимыми. Фиксация количественного порядка любого политико-правового явления вне его качественного составляющего атрибута, по сути, сводит как анализ, так и практику его реализации, к довольно простому и схематичному действию субъектов по наполнению числовыми показателями, до конца не раскрывающими содержание данного явления, а следовательно, неизбежно ведущими к поверхностному результату. Например, многообразие партий и их формальное представление в многопартийности не дают нам основания отмечать факт наличия многопартийности, поскольку в ней качество каждой отдельной политической партии и качество взаимодействий взаимопроникающих сторон, как пра9 Зигмунт Б. Текучая современность. СПб., 2008. С. 191. 10 Василенко И.А. Политическая философия. М., 2004. С. 221. 18 |