69 даже там, где нет «политической жизни». Немаловажен следующий момент: Б.Н. Чичерин считает политический плюрализм обязательным условием нормального развития общества. Он не употребляет такой терминологии, но из его рассуждений это следует совершенно наглядно. Для Б.Н. Чичерина попытки, удержать мысль в жёстких рамках единомыслия представляются стремлением удержать развитие человечества, что, как он считает, просто невозможно' в силу заложенных в природу общества закономерностей.. Для Б.Н: Чичерина политический плюра\ лизм в форме, существования сменяющих друг друга у власти политических партий совершенно очевиден и оправдан как явление, способствующее нормальному развитию общества. Важно также то, что Б.Н. Чичерин указывает и на'такие предпосылки возникновения политических партий, как политическая свобода, сформировавшиеся социальные элементы, побуждающие людей к объединению, элементы политической культуры. Необходимо обратить внимание на прозорливость Б.Н1. Чичерина, указывавшего на постепенность и длительность, процесса формирования политических партий. Эта мысль была высказана, им ещё в-1866-г.: «Они возникают не вдруг, а слагаются медленно, в политической борьбе. Они должны пройти через многие испытания прежде, нежели получат надлежащую крепость и силу»98. Эти предположения подтвердились на практике в начале XX в., когда процессы формирования политических партий затягивались на многие годы практически у всех общественно-политических направлений России от созревания'предпосылок до организационного оформления. Взвешивая положительные и отрицательные моменты, вносимые существованием политических партий в общественную жизнь, Б.Н. Чичерин делает заключение, что чем сильнее обостряется борьба партий, тем ярче проявляются их отрицательные черты. В частности, он указывает, что непрестанная борьба с оппозицией ведёт к ослаблению правительства и п. Чичерин Ь.Н. Собственность и государство / Б.Н. Чичерин. // В 2 ч. Ч И. СПб.: Тип. Прав1ггсльствующего сената. 1883. С. 149. |
ваех неизбежность возникновения направлений в любом развивающемся обществе, даже там, где нее “политической жизни”. Он утверждал, что “только при полном умственном застое, при отсутствии всякого участия к судьбам отечества, заглохшая политическая мысль не производит расходящихся ветвей. Стараться подавить в обществе всякое самостоятельное политическое мышление значит обрекать его на состояние полного безмыслия”, а так как мысль “вечно присуща человеческому духу, то рано или поздно она завоёвывает принадлежащее ей место и проявляется в разнообразии направлений, которые заключают в себе начало партий” 1. Таким образом, па основе логических умозаключений Б.Н. Чичерин приходит к выводу о необходимости создания политических партий как естественного результата развития исторического процесса. Немаловажен следующий момент: Б.Н, Чичерин считает политический плюрализм обязательным условием нормального развития общества. Он не употребляет такой терминологии, но из рассуждений исследователями это следует совершенно наглядно. Для Б.Н. Чичерина, человека науки, попытки удержать мысль в жёстких рамках единомыслия представляются стремлением удержать развитие человечества, что, как он считает, просто невозможно в силу заложенных в природу общества закономерностей. Это положение, а также связь свободы мысли с общественным развитием Б.Н. Чичерин оформляет в виде следующего суждения: «Один порядок вещей в историческом процессе сменяется другим. Каждый из них, в известную эпоху, составляет основу народной жизни; в нём общество находит удовлетворение существенных своих потребностей. Но с дальнейшим развитием эта форма становится недостаточною; являются новые цели и требования. Существующее устройство разлагается; наступает время перелома и борьбы, до тех пор пока из этого переходного состояния не выработается новый порядок вещей. Из этого весь82 1См.: Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. С. 505-506. ны “прогрессивной партии”, осознав, что “существующий порядок устарел”. Таким образом, для Б.Н. Чичерина политический плюрализм в форме существования сменяющих друг друга у власти политических партий совершенно рационален и оправдан как явление, способствующее нормальному развитию общества. Б.Н. Чичерин обращает внимание на постепенность процесса формирования партий и факторы, побуждающие к их образованию: “С дальнейшим развитием жизни, —пишет он, с расширением общественной деятельности теоретические взгляды получают практическое приложение. Единомышленники объединяются для проведения своих воззрений и для защиты своих интересов. Таким образом направления организуются в партии”1. Вместе с тем, Б.Н. Чичерин возвращается к мысли о том, что партия является объединением целеустремлённо действующих единомышленников. Он подчёркивал: «Партии, естественно, возникают на основе общественного мнения. Необходимость дисциплины и организации для совокупного действия превращает неустроенную массу свободных и случайных мыслей в более или менее крепкие и прочные силы, способные быть политическими деятелями»2. Б.Н. Чичерин указывает и на такие предпосылки возникновения политических партий, как политическая свобода, элементы политической культуры, сформировавшиеся социальные элементы, побуждающие людей к объединению. Он делает вывод: “Только созревшее общественное мнение рождает настоящие политические партии»3. Важно обратить внимание на прозорливость учёного, указывавшего на длительность и постепенность процесса формирования политических 1См. Чичерин Б.Н. Собственность и государство. В 2 ч. Ч. II. М., 1883. С. 365. 2 Там же. 3Там же. 85 партий. Эта мысль была высказана им ещё в 1866 г.: «Они возникают не вдруг, а слагаются медленно, в политической борьбе. Они должны пройти через многие испытания прежде, нежели получат надлежащую крепость и силу»1. Эти предсказания учёного оправдались на практике в начале XX в., когда процессы формирования политических партий затягивались на многие годы фактически у всех общественно-политических направлений России от созревания предпосылок до организационного оформления. Взвешивая положительные и отрицательные моменты, вносимые существованием политических партий в общественную жизнь, Б.Н. Чичерин приходит к заключению, что чем сильнее обостряется борьба партий, тем ярче проявляются отрицательные черты. В частности, Б.Н. Чичерин указывает, что непрестанная борьба с оппозицией ведёт к ослаблению правительства и делает его положение шатким1. (Отметим, что в этом случае Б.Н. Чичерин противоречит сам себе, так как ранее он писал о конструктивной роли оппозиции, заставляющей правительство работать более эффективно). Безусловно, следует согласиться с тем тезисом Б.Н. Чичерина, что необходима стабильность в положении правительства, но нельзя отказывать и оппозиции в праве отстаивать свою точку зрения. Но, указывает далее Б.Н. Чичерин, борьба должна вестись с соблюдением определённых правил, стороны не должны пытаться присвоить себе право на единственно верную точку зрения: “Когда борьба ведётся в пределах умеренности, с уважением к противникам, с соблюдением нравственных требований, она является только естественным выражением разнообразия человеческих взглядов и потребностей и способствует правильному решению вопросов. Как правительство, так и партии должны прежде всего остерегаться преувеличения собственного начала, памятуя, что всякое одностороннее начало не исчерпывает всей 1См.: Чичерин Б.Н. Собственность и государство. С. 549. 2'Гам же. С, 544. 86 |