Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 103]

Например, в 1914 году была поставлена осетинская пьеса «Сначала скончался, потом обвенчался», сбор с которого был передан в пользу ..
268 семейств запасных, призванных на воину .
» В 1906 году горожанка Н.Е.
Калоева подала генерал-губернатору заявление с просьбой разрешить ей устроить благотворительный спектакль на осетинском языке в «пользу недостаточных учащихся местных осетин».
В 1913 году в чиновничьем клубе прошла пьеса «Вследствие воровства» на
осетинском языке (сочинение Томаева).
Сбор с этой благотворительной акции был передан осетинскому Ольгинскому женскому приюту.
Проходили
спектакли и в пользу осетинской церковно-приходской школы 269.
На постановки театрального кружка собирались не только городские осетины, съезжались и сельские жители.
Иногда представления завершались осетинскими танцами, а со временем, когда среди зрителей появились грузины, русские, армяне и другие горожане, спектакли стали сопровождаться декламацией
стихотворений, лотереей-аллегри, «летучей» * почтой, европейскими танцами и другими современными формами городской культуры.
Осетинский драматический кружок пользовался большой популярностью среди горожан.
В 1909 году
Г.
Дзасохов обратился к Начальнику Терской области с ходатайством о разрешении сформировать осетинскую труппу, которая давала бы спектакли по всей Осетии.
А священник Цомаев в 1913 году просил Управление железной дорогой разрешить осетинским любителям проехать на гастроли в Ростов.
Эти предложения не нашли поддержки.
Осетинская труппа гастролировала в Тифлисе, где в театре Ветцеля ставила спектакль «Лучше смерть, чем позорная жизнь» и одноактную комедию Е.
Бритаева «Уарасей дзау».

Местное по делам об обществах и союзах Присутствие не зарегистрировало эти драматические кружки, потому что циркуляр МВД предписывал проверять все инородческие общества на предмет угрозы общественному спокойствию.

103
[стр. 198]

198 Городской театр способствовал появлению осетинского, армянского, грузинского, еврейского драматических кружков.
Кроме культурного просветительства они выполняли функцию внутриэтнической коммуникации, удовлетворяя потребности людей в земляческом общении, что было осо-4 бенно актуально в условиях иноэтничной среды.
Они содействовали развитию городской многонациональной культуры.
Осетинский кружок любителей театрального искусства ставил спектакли на осетинском и русском языках.
Особой популярностью у зрителей пользовалась драма «Хазби» Е.
Бритаева, оперетка «Фаризат» А.
Кубалова, «Дети гор» Д.
Кусова, «Осетины в России» Хубаева.
В числе первых актеров-любителей осетин был Коста Хетагуров.
В конце 1880-х годов он начал устраивать в городе спектакли и «живые картины».
Он выступал в качестве актера и оформителя сцены, а вскоре завершил работу над первым вариантом пьесы «Дуня», где ставил проблему равноправия женщин.
К постановкам на осетинском языке печатались программы с кратким содержанием на русском языке.
Спектакли получали высокую оценку в местной прессе.
По поводу драмы «Хазби» «Терские ведомости» отмечали, что по содержанию и по «количеству действующих лиц она превосходит все, что доселе появлялось в этом роде на осетинском языке».74 В постановке осетинской пьесы «Дети гор» Д.
Кусова принимал участие Евгений Вахтангов выдающийся мастер театрального искусства, тогда еще гимназист, активный участник любительских кружков.
Спектакли ставились в благотворительных целях, для создания фонда по изданию газеты на осетинском языке, для оказания помощи осетинской молодежи, обучающейся в России, а также для общегородских нужд.
В 1906 году горожанка Н.Е.
Калоева подала генерал-губернатору заявление с просьбой разрешить ей устроить благотворительный спектакль на осетинском языке в «пользу недостаточных учащихся местных осетин».
В 1913 году в чиновничьем клубе прошла пьеса «Вследствие воровства» на


[стр.,199]

199 осетинском языке (сочинение Томаева).
Сбор с этой благотворительной акции был передан осетинскому Ольгинскому женскому приюту.
Прохо^ ^
575 -гх дили спектакли и в пользу осетинской церковно-приходскои школы.
На постановки театрального кружка собирались не только городские осетины, съезжались и сельские жители.
Иногда представления завершались осетинскими танцами, а со временем, когда среди зрителей появились грузины, русские, армяне и другие горожане, спектакли стали сопровождаться декламацией
стихотворении, лотерееи-аллегри, «летучей» почтой, европейскими танцами и другими современными формами городской культуры.
Осетинский драматический кружок пользовался большой популярностью среди горожан.
В 1909 году
X.
Дзасохов обратился к Начальнику Терской области с ходатайством о разрешении сформировать осетинскую труппу, которая давала бы спектакли по всей Осетии.
А священник Цомаев в 1913 году просил Управление железной дорогой разрешить осетинским любителям проехать на гастроли в Ростов.
Эти предложения не нашли поддержки.
Осетинская труппа гастролировала в Тифлисе, где в театре Ветцеля ставила спектакль «Лучше смерть, чем позорная жизнь» и одноактную комедию Е.
Бритаева «Уарасей дзау».

Большой популярностью в городе пользовался армянский драматический кружок, в котором наряду с любителями периодически работали профессиональные актеры Сардарянц, Зарифян, Абрамянц.
С их участи«Шушаник» комедия «Хатабала» не».
Постановки проходили в армянском церковно-приходском училище, в доме горожанина Киракозова, на сцене городского театра.
Вырученные средства использовались армянским благотворительным обществом.
Позднее было основано армянское литературно-художественное общество по инициативе Е.Г.
Караханова, Г.Я.
Каплановой, Е.В.
Тер-Асатурова, Л.П.
Гукасянца и С.П.
Мамулянца.


[стр.,200]

200 Еврейская община также уделяла большое внимание своему теат■ ральному кружку.
На иврите были поставлены драмы «Жертва Исаака», «Мирра Эфрос», водевиль «Поздравляю», часто разыгрываемый еврейской молодежью.
Большая часть спектаклей была поставлена на русском языке по произведениям Лермонтова, Чехова.
Кружок имел большую зрительскую аудиторию.
Сбор со спектаклей и литературно-музыкальных вечеров использовался не только для нужд еврейского общества, но и на общегородские мероприятия.
В 1899 году, например, в пользу владикавказской общественной библиотеки был поставлен спектакль «Шельменкоденщик»576(комедия Квитко-Основьяненко).
» В городе были популярны и грузинские любители театра.
Театральные постановки проходили сначала в школе, затем у грузинского общества появилась идея пристроить к школе специальное здание для спектаклей, концертов.
В 1903 году зал был построен, прошла премьера любительских постановок «Рассерженный» Акакия, «Мать и дитя» Чавчавадзе.
С этого времени спектакли проходили постоянно.
Наряду с любителями часто играл известный грузинский актер Алексей Месхишвили.
В дивертисментах забавляли публику рассказами и сценками из народной жизни известные горожане Казбек, К.
Кахиани, О.
Сараджев.
Особенно полюбилась зрителям постановка сочинения Абашидзе «Скандал в благородном семействе» в трех действиях, а также «Ограбленная почта» («Гацартули Фоста»).
Грузины-актеры часто устраивали представления, сами шили костюмы.
Местное по делам об обществах и союзах Присутствие не зарегистрировало эти драматические кружки, потому что циркуляр МВД предписывал проверять все инородческие общества на предмет угрозы общественному спокойствию.

Театральные кружки безусловно выполняли функцию внутриэтнической коммуникации, удовлетворяли потребности людей в земляческом щ общении, способствовали развитию национальной культуры, но админист

[Back]