Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 104]

Театральные кружки безусловно выполняли функцию внутриэтнической коммуникации, удовлетворяли потребности людей в земляческом общении, способствовали развитию национальной культуры, но * администрация напрасно опасалась, что культурно-просветительские национальные общества могли вызвать «национальную обособленность».
Напротив, их деятельность стала активной сферой межэтнического взаимодействия: грузинское общество предоставляло осетинскому драматическому кружку зал своего училища для постановки спектаклей; для городской интеллигенции стало традицией посещать спектакли, знакомиться с творчеством друг друга, оказывать взаимную поддержку.

Музыкальная традиция во Владикавказе тоже имеет свою историю, в которой определенное место занимают национальная и воинская духовая
музыка, гастролеры и местные профессионалы.
Народная музыка и народные музыкальные инструменты были неотъемлемой частью духовной культуры городского населения осетин, * русских, армян, грузин и других.
Но сфера ее бытования не ограничивалась национальной обрядовой жизнью.
Она переходила в национальную городскую культуру, стала обязательным компонентом городских развлечений, устраиваемых этническими группами.
Корреспонденты местных газет,
описывая различные культурные мероприятия, часто отмечали наличие «туземной музыки» и «туземных танцев».
Это явление достаточно четко просматривается в приведенных выше описаниях народных гуляний, вечеров, спектаклей, дивертисментов.
Гастроли именитых исполнителей способствовали развитию местной музыкальной культуры.
Самый яркий след в ней оставил живший много лет во Владикавказе известный музыкант, балкарец по происхождению Султан-бек Абаев, * стоявший у самых истоков музыкальной жизни города.
Он учился в Петербургской консерватории в скрипичном классе.

В 1869 году Абаев приехал во Владикавказ.
Его первые концерты прошли для узкого круга лиц 104
[стр. 201]

201 рация напрасно опасалась, что культурно-просветительские национальные общества могли вызвать «национальную обособленность».
Напротив, их деятельность стала активной сферой межэтнического взаимодействия: грузинское общество предоставляло осетинскому драматическому кружку зал своего училища для постановки спектаклей; для городской интеллигенции стало традицией посещать спектакли, знакомиться с творчеством друг друга, оказывать взаимную поддержку.

Например, татарская община, не имея своего театрального кружка, не могла своими силами организовать благотворительный вечер в пользу мусульманской школы.
Но при содействии и активном участии армянских актеров-любителей в 1908 году были поставлены впервые, а затем ежегодно проводились постановки пьесы «Старая Турция», оперетты 3.
Гарин-Бекова «50-летний юноша» и другие.
Такую же помощь оказывали осетины и другие любители при постановке первой ■ ингушской пьесы «Сали» (сочинение есаула Козлова).
О наличии интенсивных межэтнических контактов говорит, например, такое объявление, напечатанное в «Терских ведомостях»: «28 февраля в здании общества распространения грамотности среди грузин труппою русских драматических артистов при участии Херувимовой и Горбачевского будет дан спектакль в пользу Владикавказского греческого училища.
Представлено будет: «Еврей» и водевиль «Школьная пора».
Музыкальная традиция во Владикавказе тоже имеет свою историю, в которой определенное место занимают национальная и воинская духовая
4 музыка, гастролеры и местные профессионалы.
Народная музыка и народные музыкальные инструменты были неотъемлемой частью духовной культуры городского населения осетин, русских, армян, грузин и других.
Но сфера ее бытования не ограничивалась национальной обрядовой жизнью.
Она переходила в национальную городскую культуру, стала обязательным компонентом городских развлечений, устраиваемых этническими группами.
Корреспонденты местных га


[стр.,204]

204 и по дороге решил дать концерт во Владикавказе.
Он не смог продать ни одного билета.
Шаляпину было тогда 19 лет, он имел творческий успех в Тифлисе, но местной публике его имя еще не было известно.
Позднее Ф.
Шаляпин не раз бывал в городе с концертами (в 1916 году на сцене городского театра он играл роль Ивана Грозного в спектакле «Псковитянка») и владикавказцы «реабилитировались» перед знаменитым певцом.585 А в 1915 году Владикавказская городская комиссия народных развлечений в своей докладной записке указывала, что город в том году был лишен счастья слышать Шаляпина только потому, что при крайне незначительном количестве мест в театре невозможно назначить цену на билет, «которая была бы не чрезмерной и вместе с тем окупила бы расходы по приезду артиста».586 Для особо престижных мероприятий и известных исполнителей Владикавказское общественное (дворянское) собрание предоставляло свой зал.
В 1899 году на его сцене пела известная «меццо-сопрано» Мария Корини, в марте того же года здесь проходили гастроли итальянской оперы под управлением К.
Кастеллано, концерты шестилетнего пианиста Рауля Кочальского, концерт популярной исполнительницы Д.
Далгат, окончившей курс Дрезденской консерватории.
В ее концерте участвовал местный ор587 кестр Теркого казачьего войска Труффи и имел большой успех.
На сцене владикавказского театра итальянская оперная группа ставила оперу Д.
Верди «Риголетто».
Гастроли именитых исполнителей способствовали развитию местной музыкальной культуры.
Самый яркий след в ней оставил живший много лет во Владикавказе известный музыкант, балкарец по происхождению Султан-бек Абаев, стоявший у самых истоков музыкальной жизни города.
Он учился в Петербургской консерватории в скрипичном классе,
под руководством профессора Венявского.
В ноябре 1869 года он приехал во Владикавказ.
Свои

[Back]