Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 115]

церкви Северной Осетии.
Новая епархия быстро наладила свою деятельность.
Для внутренней миссии среди православных было учреждено отделение Тифлисского братства во имя Пресвятой Богородицы.
Оно * развернуло широкую деятельность среди русского и осетинского населения»
301.
Первым религиозным храмом Владикавказа был Старый собор (СпасоПреображенская церковь), построенный по «именному повелению» Екатерины II от 9 мая 1785 года.
Известно, что до 1818 года на месте собора существовал храм во имя св.
Иоанна Предтечи турлучная постройка,
обмазанная глиной.
С 1818 года в источниках упоминается СпасоПреображенская церковь, принадлежавшая Владикавказскому гарнизонному полку, затем Владикавказской крепости, а позднее (в 30-40-х годах) — Кавказским линейным батальонам.
Об этой церкви известно лишь наличие в ней «очень хорошего письма иконостаси, приношения одной из царственных особ»
302.
« Осетинская церковь Рождества пресвятой Богородицы была основана в 1815году, осетинской духовной консисторией, для удовлетворения нужд поселенцев крепости и для миссионерской деятельности.
Эта церковь более 50 лет обслуживала все православное население, независимо от его этнической принадлежности.

Небольшое деревянное здание церкви неоднократно подвергалось расширению, перестройке.
В 1823 году на месте деревянной церкви была построена каменная.
Освящение ее состоялось 24 марта 1824 года.
Активное участие в судьбе церкви принял начальник Владикавказского военного округа барон И.А.
Вревский, лично пожертвовавший 700 рублей.
При нем была построена колокольня.
Сбор добровольных пожертвований организовали
осетины капитан Джускаев, прапорщик Хусина Баев? старшина Газданов.
Преемник И.А.
Вревского
Н.Н.Евдокимов по просьбе экзарха Грузии возобновил попытки расширения церкви.
115
[стр. 240]

240 содержание учреждений епархии по 12260 рублей в год с зачетом в то число пяти тысяч рублей, отпущенных ныне от казны на содержание Владикавказского викариатства».
Указом Святейшего Синода от 5 октября 1894 г.
Владикавказская епархия, а с нею приходы Северной Осетии, были выделены из Грузинского экзархата во вполне самостоятельную епархию со своей консисторией и с другими духовными учреждениями.
В указе «О выделении из состава Грузинского экзархата Владикавказской епархии и образовании из нее самостоятельной епархии» объяснялись причины этого решения: «Подчинение Грузино-Имеретинской Синодальной конторе Владикавказской епархии, в состав населения коей входят свыше 300000 православных и свыше 400000 иноверцев и мусульман, крайне неблагоприятно влияет на правильное и успешное течение дел епархиального управления и служит препятствием к желательному развитию просветительской деятельности православного духовенства среди многочисленных в крае раскольников и сектантов.
Ввиду сего Синод признает необходимым: выделив Владикавказскую епархию из состава Грузинского экзархата, образовать из нее самостоятельную епархию в нынешних границах, с присоединением к ней Дагестанской области...».
Главой новой епархии был назначен епископ Иосиф .
В его подчинение от Кавказской епархии отошло 93 церкви и 2 монастыря (в Кизляре и ст.
Государственной).
В епархию также вошли 24 церкви Северной Осетии.
Новая епархия быстро наладила свою деятельность.
Для внутренней миссии среди православных было учреждено отделение Тифлисского братства во имя Пресвятой Богородицы.
Оно развернуло широкую деятельность среди русского и осетинского населения
678 Первым религиозным храмом Владикавказа был Старый собор (Спасо-Преображенская церковь), построенный по «именному повелению» Екатерины II от 9 мая 1785 года.
Известно, что до 1818 года на месте собора существовал храм во имя св.
Иоанна Предтечи турлучная постройка,


[стр.,241]

241 обмазанная глиной.
С 1818 года в источниках упоминается СпасоПреображенская церковь, принадлежавшая Владикавказскому гарнизонному полку, затем Владикавказской крепости, а позднее (в 30-40 годах) Кавказским линейным батальонам.
Об этой церкви известно лишь наличие в ней «очень хорошего письма иконостаси, приношения одной из царственных особ»679
В документах эта церковь известна как «крепостная», а после преобразования крепости в город ее стали называть «городской».
В 1863 году церковь становится собором и переходит в собственность города Владикавказа.
В 1885 году к ней был пристроен придел во имя Святого Николая Мирликийского, она получила статус Кафедрального собора, а через пять лет вместо деревянной постройки была воздвигнута каменная.
В ризнице собора долгое время хранилось полное священническое облачение и покровы для священных сосудов из малинового бархата, вышитые цветами дар государя императора Александра III.
Из святынь собора прихожане особо почитали икону Божией Матери «Утоли мои печали», приобретенную в Москве в 1869году.
По инициативе Высокопреосвященного Павла, экзарха Грузии при Спасопреображенском соборе в сентябре 1890 года было учреждено православное Братство Грузинского экзархата во имя Пресвятой Богородицы, покровительницы Грузии с целью распространения и утверждения религиозно-нравственного просвещения, осуществления миссионерской деятельности среди сектантов и раскольников.
С 1897года собор перешел в собственность терского казачьего войска.
Осетинская церковь Рождества пресвятой Богородицы была основана в 1815 году.
Осетинской духовной консисторией для удовлетворения нужд поселенцев крепости и для миссионерской деятельности.
Эта церковь более 50 лет обслуживала все православное население, независимо от его этнической принадлежности.


[стр.,242]

242 Небольшое деревянное здание церкви неоднократно подвергалось расширению, перестройке.
В 1823 году на месте деревянной церкви была построена каменная.
Освящение ее состоялось 24 марта 1824 года.
Активное участие в судьбе церкви принял начальник Владикавказского военного округа барон И.А.
Вревский, лично пожертвовавший 700 рублей.
При нем была построена колокольня.
Сбор добровольных пожертвований организовали
капитан Жускаев, прапорщик Хусина Баев, старшина Газданов.
Преемник И.А.
Вревского
Н.И.
Евдокимов по просьбе экзарха Грузии возобновил попытки расширения церкви.
Когда крепость получила статус города, строительные работы активизировались при помощи общества восстановления православного христианства.
Тогда же встал вопрос о передаче церкви из военного ведомства в епархиальное.
Рассматривая этот вопрос, городовой суд исходил из отсутствия во Владикавказе городской приходской церкви (существовавшая находилась в ведении военного духовного начальства З.К.).
Он постановил, что осетинская церковь должна быть обращена в городскую и вместе с тем перейти из военного духовного ведомства в епархиальное.
Для администрации этот вопрос оказался сложным.
К этому времени вопрос о выселении осетин из города был практически решен.
Но осетины были основателями этой церкви, пожертвовали на ее постройку две тысячи рублей.
К тому же, за них вступился экзарх Грузии.
В результате 31 мая 1863 года по приказу военного министра церковь была обращена в городскую и передана в епархиальное ведомство.
В 1865 году после ремонта и расширения она была освящена.
С 1896 года ее основная часть была соединена с колокольней.
А прихожанами церкви были осетины, русские, грузины и греки, почти все православное гражданское население.
Кроме осетинского аула к церкви были приписаны 100 дворов ингушей, ютившихся на балке между кирпичными заводами, в районе сада Крека и завода барона Штейнгеля.
Ингуши недолго пробыли на

[Back]