Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 116]

Когда крепость получила статус города, строительные работы активизировались при помощи общества восстановления православного христианства.
Тогда же встал вопрос о передаче церкви из военного * ведомства в епархиальное.
Рассматривая этот вопрос, городовой суд исходил из отсутствия во Владикавказе городской приходской церкви.

Он постановил, что осетинская церковь должна быть обращена в городскую и вместе с тем перейти из военного духовного ведомства в епархиальное.
Для администрации этот вопрос оказался сложным.
К этому времени вопрос о выселении осетин из города был практически решен.
Но осетины были основателями этой церкви, пожертвовали на ее постройку две тысячи рублей.
К тому же, за них вступился экзарх Грузии.
В результате 31 мая 1863 года по приказу военного министра церковь была обращена в городскую и передана в епархиальное ведомство.
В 1865 году после ремонта и расширения она была освящена.
С 1896 года ее основная часть была соединена с колокольней.
А прихожанами церкви были * осетины, русские, грузины и греки, почти все православное гражданское население.
Кроме осетинского аула к церкви были приписаны 100 дворов ингушей, ютившихся на балке между кирпичными заводами, в районе сада Крека и завода барона Штейнгеля.
Ингуши недолго пробыли на
этом месте и переселились к Назрани, так и не примкнув к христианству.
Известен случай, когда протоиерей Шио Двалиев рискнул вместе с почетными владикавказскими осетинами отправиться в центр горных поселений ингушей селение Хулу с проповедью христианства.
Несколько человек из них было убито «изменнически», а другие, в том числе Двалиев, были освобождены после долговременного плена благодаря посредничеству владикавказских осетин, имевших влияние и связи среди ингушей
303.
В разные годы в этой церкви служили представители осетинского духовенства * протоиерей А.
Колиев, священники Михаил Сухиев, Александр Цаликов, Алексей Гатуев, Харлампий Цомаев, дьяконы Давид Джанаев, Василий Бичерахов, церковный староста Николай Хетагов и другие.
116
[стр. 242]

242 Небольшое деревянное здание церкви неоднократно подвергалось расширению, перестройке.
В 1823 году на месте деревянной церкви была построена каменная.
Освящение ее состоялось 24 марта 1824 года.
Активное участие в судьбе церкви принял начальник Владикавказского военного округа барон И.А.
Вревский, лично пожертвовавший 700 рублей.
При нем была построена колокольня.
Сбор добровольных пожертвований организовали капитан Жускаев, прапорщик Хусина Баев, старшина Газданов.
Преемник И.А.
Вревского Н.И.
Евдокимов по просьбе экзарха Грузии возобновил попытки расширения церкви.
Когда крепость получила статус города, строительные работы активизировались при помощи общества восстановления православного христианства.
Тогда же встал вопрос о передаче церкви из военного ведомства в епархиальное.
Рассматривая этот вопрос, городовой суд исходил из отсутствия во Владикавказе городской приходской церкви
(существовавшая находилась в ведении военного духовного начальства З.К.).
Он постановил, что осетинская церковь должна быть обращена в городскую и вместе с тем перейти из военного духовного ведомства в епархиальное.
Для администрации этот вопрос оказался сложным.
К этому времени вопрос о выселении осетин из города был практически решен.
Но осетины были основателями этой церкви, пожертвовали на ее постройку две тысячи рублей.
К тому же, за них вступился экзарх Грузии.
В результате 31 мая 1863 года по приказу военного министра церковь была обращена в городскую и передана в епархиальное ведомство.
В 1865 году после ремонта и расширения она была освящена.
С 1896 года ее основная часть была соединена с колокольней.
А прихожанами церкви были осетины, русские, грузины и греки, почти все православное гражданское население.
Кроме осетинского аула к церкви были приписаны 100 дворов ингушей, ютившихся на балке между кирпичными заводами, в районе сада Крека и завода барона Штейнгеля.
Ингуши недолго пробыли на


[стр.,244]

243 этом месте и переселились к Назрани, так и не примкнув к христианству.
Известен случай, когда протоиерей Шио Двалиев рискнул вместе с почетными владикавказскими осетинами отправиться в центр горных поселений ингушей селение Хулу с проповедью христианства.
Несколько человек из них было убито «изменнически», а другие, в том числе Двалиев, были освобождены после долговременного плена благодаря посредничеству владикавказских осетин, имевших влияние и связи среди ингушей
680.
В феврале 1868 года Владикавказское городское общественное управление направило начальнику Терской области «приговор», в котором просило рассмотреть вопрос о строительстве в городе нового соборного храма, так как существовавший, несмотря на пристройку к нему приделов, не удовлетворял потребностей горожан.
Ссылаясь на рост численности населения и перспективы, связанные с обретением городом статуса областного и утверждением его местом пребывания высшего епархиального начальства, составители ходатайства также утверждали, что новый собор мог стать «лучшим памятником в ознаменование счастливого окончания той тяжелой борьбы, свидетельством которой Владикавказ был почти с первого появления русских войск на Кавказе»681 Разрешение начальника Терской области было получено, члены учрежденного комитета занялись сбором денег: отпечатали в типографии «воззвания для приглашения к пожертвованиям» и подписные листы, добились передачи неиспользованных в течение года Спасо-Преображенской и Линейной церквями денежных сумм на строительство храма682.
Святейший Синод отчислил на постройку собора 34 тыс.
рублей683 Строительство храма Михайло-Архангельского собора началось в 1872 году и проходило, главным образом, за счет прихожан.
Пытались изыскать средства Преосвященный Петр и Преосвященный Иоанникий, ¿ Г О Л владикавказские епископы .В 1891 году по ходатайству начальника Тер

[Back]