Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 120]

уволить муллу татарина Садыка Радимкулова, обвиняя его в недостаточном знании Корана 309.
Против С.
Радимкулова выступали еще в 1900 году «уполномоченные от общества мусульман-суннитов», так как он говорил * только на татарском языке, часто уезжал из города и был груб с
прихожанами 31°.
Эти факты говорят о том, что татары были не единственными участниками в решении мечетских проблем.
Рассмотрим другую версию строительства суннитской мечети.
Архитекторы-эксперты института архитектуры и искусства РАН установили, что здание мечети сооружено русским архитектором, поляком по происхождению Иосифом Гаспаровичем Плошко, который и был автором проекта.
Сделал он этот проект по поручению М.
Мухтарова, с которым сотрудничал неоднократно.
Здание было задумано в арабском стиле, напоминало каирские мечети Х-ХП веков и даже известную
Апь-Азхар.
Оно сооружено из белого известняка, привезенного на место строительства из окрестностей Баку.
Согласно этой версии, М.
Мухтаров взял на себя
ф большую часть расходов и посвятил мечеть жене осетинке Лизе Тугановойзн.
Сопоставление обеих версий с имеющимися у нас источниками позволяет более детально рассмотреть мечетскую проблему.
Прежде всего, татарская община явно недооценивает роль Муртузы Мухтарова, признавая его участие лишь на стадии завершения уже построенной ими мечети.
Газета «Приазовский край» сообщала, что строительство мечети обошлось в 80 тысяч рублей, из них более 50 тысяч внес Мухтаров
312.
Г.И.
Кусов также утверждает, что Мухтаров взял на себя большую часть расходов.
Он приводит заметку из газеты «Каспий», где говорится, что «14 октября 1908 года в первый день
Урудж-Байрама во Владикавказе состоялось открытие и освящение вновь отстроенной мечети на левом берегу Терека.
Молебствие совершал Ахунд, приехавший со строителем мечети бакинским нефтепромышленником
Муртуза Мухтаровым».
Г.И.
Кусов пишет, что
владикавказские газеты обошли молчанием это событие 313.
Но это не так.
120
[стр. 264]

263 Татаро-ингушское противостояние в этом вопросе наметилось еще в 1906 году, когда ингуши обращались к Начальнику области с просьбой уволить муллу татарина Садыка Радимкулова, обвиняя его в недостаточном знании Корана715.
Против С.
Радимкулова выступали еще в 1900 году «уполномоченные от общества мусульман-суннитов», так как он говорил только на татарском языке, часто уезжал из города и был груб с
прихожа71Л нами .
Эти факты говорят о том, что татары были не единственными участниками в решении мечетских проблем.
Рассмотрим другую версию строительства суннитской мечети.
Архитекторы-эксперты института архитектуры и искусства РАН установили, что здание мечети сооружено русским архитектором, поляком по происхождению Иосифом Гаспаровичем Плошко, который и был автором проекта.
Сделал он этот проект по поручению М.
Мухтарова, с которым сотрудничал неоднократно.
Здание было задумано в арабском стиле, напоминало каирские мечети Х-ХП веков и даже известную
Аль-Азхар.
Оно сооружено из белого известняка, привезенного на место строительства из окрестностей Баку.
Согласно этой версии, М.
Мухтаров взял на себя
большую часть расходов и посвятил мечеть жене Лизе Тугановой717.
Сопоставление обеих версий с имеющимися у нас источниками позволяет более детально рассмотреть мечетскую проблему.
Прежде всего, татарская община явно недооценивает роль Муртузы Мухтарова, признавая его участие лишь на стадии завершения уже построенной ими мечети.
Газета «Приазовский край» сообщала, что строительство мечети обошлось в 80 тыс.
рублей, из них более 50 тыс.
внес Мухтаров7
8.
Г.И.
Кусов также утверждает, что Мухтаров взял на себя большую часть расходов.
Он приводит заметку из газеты «Каспий», где говорится, что «14 октября 1908 года в первый день
Орудж-Байрама во Владикавказе состоялось открытие и освящение вновь отстроенной мечети на левом берегу Терека.
Молебствие совершал Ахунд, приехавший со строителем мечети бакинским нефтепро


[стр.,265]

264 мышленником Муртуза Мухтаровым».
Г.И.
Кусов пишет, что
владикавказ719 ские газеты обошли молчанием это событие .
Но это не так.
«Терские ведомости» заблаговременно сообщили, что «в скором времени мусульманская мечеть, что против городского ночлежного дома, будет освящена.
К этому дню из Баку приглашается строитель, основатель этой мечети неф79П тепромышленник Мухтаров и другие почетные лица» .
Затем газета описывала и саму церемонию освящения и открытия новой мечети121.
Извест но также, что ингушская община Реданта устроила в честь Мухтарова 722 торжественный банкет и даже посвятила ему оду .
О том, что в «старом» Владикавказе именно Мухтарова считали строителем мечети говорит еще один документ приговор уполномоченных от суннитского мечетского прихода г.
Владикавказа генерал-лейтенанта Инала Кусова и полковника Идриса Шанаева от 20 июня 1909 года «Приговором этим было постановлено выразить строителю мечети в г.
Владикавказе бакинскому купцу Муртаза-ага Мухтарову от имени всех мусульман Владикавказа искреннюю благодарность, назвать мечеть «Джума-мечеть Мухтарова» и увеко723.
Позднеевечить его память надписью на мраморной доске в мечети» доска была передана в краеведческий музей.
Большие сомнения вызывает сюжет татарской истории суннитской мечети, в котором они отказываются от помощи Мухтарова, т.к.
не могут нарушить шариатские нормы и признать посвящение мечети Лизе Тугановой, не имеющей, якобы, статуса законной жены.
Ссылаясь на шариатский менталитет своих предков, татары не учитывают ментальных установок осетинской знати: трудно представить себе обстоятельства, вынудившие бы осетинского генерала, представителя одной из крупнейших алдарских фамилий отдать в гаремные наложницы свою дочь образованную женщину, окончившую Парижский университет.
К тому же факт бракосочетания Лизы Тугановой с М.
Мухтаровым неоспорим.
Сохранилось даже описание брачной церемонии, поразившей горожан своей роскошью.
Невесту

[Back]