Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 121]

«Терские ведомости» заблаговременно сообщили, что «в скором времени мусульманская мечеть, что против городского ночлежного дома, будет освящена.
К этому дню из Баку приглашается строитель, основатель этой * мечети
нефтепромышленник Мухтаров и другие почетные лица» 314.
Затем газета описывала и саму церемонию освящения и открытия новой мечети
315.
Известно также, что ингушская община Реданта устроила в честь Мухтарова
торжественный банкет и даже посвятила ему оду 316.
О том, что в «старом» Владикавказе именно Мухтарова считали строителем мечети говорит еще один документ приговор уполномоченных от суннитского мечетского прихода города
Владикавкза генерал-лейтенанта Инала Кусова и полковника Идриса Шанаева от 20 июня 1909 года.
«Приговором этим было постановлено выразить строителю мечети в городе Владикавказе бакинскому купцу Муртаза-ага Мухтарову от имени всех мусульман Владикавказа искреннюю благодарность, назвать мечеть «Джума-мечеть Мухтарова» и
увековечить его память надписью на мраморной доске в мечети» 317.
Позднее * доска была передана в краеведческий музей.
Большие сомнения вызывает сюжет татарской истории суннитской мечети, в котором они отказываются от помощи Мухтарова,
так как не могут нарушить шариатские нормы и признать посвящение мечети Лизе Тугановой, не имеющей, якобы, статуса законной жены.
Ссылаясь на шариатский менталитет своих предков, татары не учитывают ментальных установок осетинской знати: трудно представить себе обстоятельства, вынудившие бы осетинского генерала, представителя одной из крупнейших алдарских фамилий отдать в гаремные наложницы свою дочь образованную женщину, окончившую Парижский университет.
К тому же факт бракосочетания Лизы Тугановой с М.
Мухтаровым неоспорим.
Сохранилось даже описание брачной церемонии, поразившей горожан своей роскошью.
Невесту
везли в * Баку в инкрустированном серебром белом экипаже, специально выписанном из Варшавы, в сопровождении 30-ти молодых всадников в белых черкесках и на белых лошадях318.
121
[стр. 265]

264 мышленником Муртуза Мухтаровым».
Г.И.
Кусов пишет, что владикавказ719 ские газеты обошли молчанием это событие .
Но это не так.
«Терские ведомости» заблаговременно сообщили, что «в скором времени мусульманская мечеть, что против городского ночлежного дома, будет освящена.
К этому дню из Баку приглашается строитель, основатель этой мечети
неф79П тепромышленник Мухтаров и другие почетные лица» .
Затем газета описывала и саму церемонию освящения и открытия новой мечети121.

Извест но также, что ингушская община Реданта устроила в честь Мухтарова
722 торжественный банкет и даже посвятила ему оду .
О том, что в «старом» Владикавказе именно Мухтарова считали строителем мечети говорит еще один документ приговор уполномоченных от суннитского мечетского прихода г.

Владикавказа генерал-лейтенанта Инала Кусова и полковника Идриса Шанаева от 20 июня 1909 года «Приговором этим было постановлено выразить строителю мечети в г.
Владикавказе бакинскому купцу Муртаза-ага Мухтарову от имени всех мусульман Владикавказа искреннюю благодарность, назвать мечеть «Джума-мечеть Мухтарова» и
увеко723.
Позднеевечить его память надписью на мраморной доске в мечети» доска была передана в краеведческий музей.
Большие сомнения вызывает сюжет татарской истории суннитской мечети, в котором они отказываются от помощи Мухтарова,
т.к.
не могут нарушить шариатские нормы и признать посвящение мечети Лизе Тугановой, не имеющей, якобы, статуса законной жены.
Ссылаясь на шариатский менталитет своих предков, татары не учитывают ментальных установок осетинской знати: трудно представить себе обстоятельства, вынудившие бы осетинского генерала, представителя одной из крупнейших алдарских фамилий отдать в гаремные наложницы свою дочь образованную женщину, окончившую Парижский университет.
К тому же факт бракосочетания Лизы Тугановой с М.
Мухтаровым неоспорим.
Сохранилось даже описание брачной церемонии, поразившей горожан своей роскошью.
Невесту


[стр.,266]

265 везли в Баку в инкрустированном серебром белом экипаже, специально выписанном из Варшавы, в сопровождении 30-ти молодых всадников в белых черкесках и на белых лошадях724.
Более серьезного объяснения требует и факт установления в мечети в память об осетинке Фатиме Тугановой камня, который татарская община «разрешила» поставить ее отцу, продававшему кирпич для строительства мечети.
Могла ли продажа кирпича быть достаточным основанием для увековечивания своего имени в чужом храме? Утверждая, что проект мечети привез из Стамбула Садык Радимкулов, получивший его от муфтия мечети аль-София М.Б.
Якубова, татары не Г приводят никаких тому доказательств.
Более достоверной представляется версия их оппонентов об авторстве архитектора И.Г.
Плошко, подтвержденная специалистами архитекторами.
Споры вокруг суннитской мечети вряд ли стоит объяснять проблемой культурного наследия, которую татары пытались решить в свою пользу.
Этот дискурс имеет давнюю историю, начавшуюся еще до освящения мечети.
Еще до официального открытия татары возбудили перед Наместником Кавказа ходатайство о разрешении учредить при владикавказской суннитской мечети самостоятельный приход со своим муллой.
Это ходатайство было отклонено.
В администрации Наместника Кавказа решили, что допущение при одной мечети двух приходов со своими муллами противоречит основам магометанства и может привести «к разного рода недоразумениям»725 Татарский мулла С.
Радимкулов оставил свой пост по болезни и татары хотели заменить его С.
Хамзиным.
Но на собрании старейшин всех мусульман-суннитов в январе 1907 года была выдвинута на эту должность кандидатура Юсуфа-Кади-Загид-Заде Муркиленского, при этом предлагалось одного из его помощников выбрать из среды татар .
Последних это совершенно не устраивало.
Для разбирательства в конфликте из столицы

[Back]