считал это событие самым печальным за все время своей деятельности в Осетии. В 1862 году священник А. Колиев открыл в городе осетинскую w женскую школу, на базе которой через год Совет общества восстановления православного христианства на Кавказе открыл трехклассную осетинскую женскую школу. В 1866 году она была преобразована в женское училище. Священник А. Гатуев так определил цель открытия училища: «Дать религиозно-нравственное христианское воспитание дочерям осетин, извлечь народ осетинский из магометанского заблуждения, смешанного с язычеством и возвысить его, даровав ему христианских матерей и усердных учительниц сельских церковно-приходских школ». К. Хетагуров писал, что «во все времена своего существования школа пользовалась необыкновенной любовью и доверием осетин. Она не могла вмещать всех желающих учиться в ней... Она была безусловно лучшим учреждением просветительной деятельности «Общества восстановления православного христианства на •> Кавказе» 32°. Когда над школой сгустились тучи и ее хотели закрыть, на защиту встали К. Хетагуров, Преосвященный Петр, епископ Владикавказский, многие представители церковной и светской интеллигенции. За эту акцию Преосвященный Петр был переведен в Великий Устюг, К. Хетагуров выслан за пределы Терской области. Но школа была возвращена осетинам321. В 1891 году при Осетинской церкви была открыта начальная школа. Первым учителем в ней был диакон Д. Джанаев. На средства, собранные прихожанами, для нее было построено здание. В разные годы в школе преподавали известные люди Ц. Амбалов, А. Цаликова, Вера Таучелова, Любовь Гатуева, Ксения Баева, Евстафья Абаева. У школы были свои спонсоры братья Ногаевы, Григорий Щербинин, Григорий Симонов, Иван Уртаев, завещавший школе часть дохода со своей земли в Кубани 322. Как известно, одним из магистральных направлений миссионерской деятельности православной церкви была подготовка священнослужителей и 123 |
284 для них благие последствия, раскрывая перед ними великие сокровища православия. Они будут участвовать в отправлении богослужения в качестве певчих, дьячков и т.п., каковое обстоятельство всегда и везде приучало детей к известной дисциплине и выдержке». . Все городские храмы заботились об образовании и занимались школьным строительством. Еще в крепости в 1836 году по инициативе экзарха Грузии Евгения было образовано Осетинское духовное училище. ь Цель воспитания детей в училище определялась «Правилами», в которых указывалось: «Правила и поступки горцев почти во всем противоположны правилам и поступкам христиан и граждан. Поэтому -то священнейшею обязанностью смотрителя и наставников Владикавказского училища должно быть направление деятельности юных питомцев в противную сторону от примеров, их окружающих, на сторону чистой христианской нравственности... В душах этих диких надобно возродить новый мир с христианскими понятиями о коренных обязанностях и отношениях к Богу, к людям, к себе самим, ко всему обществу и правительству Российскому и го* 768 сударю» . По жалобе воспитанников Кавказскому Наместнику на плохое бытовое состояние училища, оно было закрыто в 1863 году. Архимандрит Иосиф считал это событие самым печальным за все время своей деятельности в Осетии. В 1862 году священник А. Колиев открыл в городе осетинскую женскую школу, на базе которой через год Совет общества восстановления православного христианства на Кавказе открыл трехклассную осетинскую женскую школу. В 1866 году она была преобразована в женское училище. ■ Священник А. Гатуев так определил цель открытия училища: «Дать религиозно-нравственное христианское воспитание дочерям осетин, извлечь народ осетинский из магометанского заблуждения, смешанного с язычеством и возвысить его, даровав ему христианских матерей и усердных учи 285 тельниц сельских церковно-приходских школ». К. Хетагуров писал, что «во все времена своего существования школа пользовалась необыкновенной любовью и доверием осетин. Она не могла вмещать всех желающих учиться в ней... Она была безусловно лучшим учреждением просветительной деятельности «Общества восстановления православного христианства на Кавказе»769, Когда над школой сгустились тучи и ее хотели закрыть, на защиту встали К. Хетагуров, Преосвященный Петр, епископ Владикавказский, многие представители церковной и светской интеллигенции. За эту акцию Преосвященный Петр был переведен в Великий Устюг, К. Хетагуров вы77П слан за пределы Терской области. Но школа была возвращена осетинам . В 1887 году во Владикавказ было переведено из Моздока открытое еще в 1764 году духовное училище. На средства Владикавказской епархии было основано Епархиальное женское училище. Духовенство Владикавказской консистории открыло его в 1894 году. Это было среднее учебное заведение, дававшее звание домашней учительницы. Там могли учиться не только дети духовенства, но и представители других сословий православного вероисповедания. Девочки жили в пансионе и «пользовались полным содержанием». * Духовенство Владикавказской консистории не имело здания, занятия проходили в наемной квартире, поэтому неоднократно ставился вопрос об отводе земли для постройки здания, об отпуске денег на строительные рабо771 ты . В мае 1895 года церковный староста Константино-Еленинской церкви Панкратов, обращаясь к Его Преосвященству Владимиру, епископу Владикавказскому и Моздокскому, просил разрешения на открытие школы. Он выражал беспокойство по поводу переполненности начальных городских училищ, в результате чего многие дети прихода оставались неграмотными772. Свято-Троицкое братство имело «школу для воспитания детей |