Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 124]

учителей из среды коренного населения.
В 1894 году Владикавказская епархия на свои средства открыла в городе епархиальное женское училище — трехклассное учебное заведение, дававшее звание домашней учительницы.
В « нем могли обучаться не только дети духовных лиц, но и других сословий православного образования.
В 1904 году училище было преобразовано в шестиклассное.
В нем обучались немало осетинок.
Например, в 1914 году в разных классах училища успешно обучались и получали в конце года похвальные листы осетинки Вера Гадиева, Серафима, Софья и Ксения Гагкаевы, Елена Калоева, Серафима Дзахоева, Елена Накусова, Вера Хосроева, Валерия Вазиева, Любовь Таболова.
Скромнее были успехи Антонины Коцоевой, Ксении Доевой, Екатерины Рамоновой.
Осетинские фамилии встречаются и в списках отчисленных за неуплату.
Воспитательницей в училище была осетинка, дочь известного священника Косьмы Токаева Мария Косьминична.
Среди выпускниц училища были известные в Осетии женщины организатор науки и просвещения Е.
Калоева и открывшая школу в с.
Георгиевском Серафима Гагкаева 323.
Культурно-просветительская деятельность городского храма была шире традиционной религиозно-нравственной сферы и школьного строительства.
Развивавшаяся общественно-культурная среда порождала новые формы участия церкви в культурной жизни.
6 апреля 1895 года христианские церкви города праздновали 1000-летие со дня кончины Св.
Мефодия.
В Спасо-Преображенском соборе состоялась литургия, затем крестный ход на церковную площадь, где состоялся молебен
324.
7 ноября 1913 года обе осетинские церкви на Осетинской и Владимирской слободках провели панихиды по скончавшемся профессоре Всеволоде Федоровиче Миллере, внесшем огромный вклад в осетинскую науку и культуру
325.
Без участия церкви не обходилось ни одно важное событие в общественно-культурной жизни города.
Открытие любого общества, учебного заведения предполагало обязательную церемонию освящения, церковного благословения.

124
[стр. 293]

292 В еврейской синагоге по просьбе георгиевского кавалера Исая Лихтенштейна было отслужено молебствие о здравии врачей города Владикавказа, находящихся на фронте795.
Осетинские церкви в 1914 году приняли решение воздержаться от устройства национального праздника в честь Св.
Георгия и передать собранные для этого средства на военные нужды 796.
По указу Св.
Синода от 6 апреля 1916 года Консистория предписывала Благочинным церквей 1-13го округов произвести сбор пожертвований на устройство в пользу пострадавших на воине нижних воинских чинов курсов по подготовке волостных писарей, счетоводов и инструкторов797 Культурно-просветительская деятельность городского храма была шире традиционной религиозно-нравственной сферы и школьного строительства.
Развивавшаяся общественно-культурная среда порождала новые формы участия церкви в культурной жизни.
6 апреля 1895 года христианские церкви города праздновали 1000-летие со дня кончины Св.
Мефодия.
В Спасо-Преображенском соборе состоялась литургия, затем крестный ход на церковную площадь, где состоялся молебен798.

13 октября 1913 года местное армянское общество праздновало 1500-летие армянского алфавита и 400-летие книгопечатания.
В церкви состоялось торжественное богослужение, крестный ход в армянскую школу, где состоялось «Музыкальное утро».
На этом празднике присутствовал городской голова Г.
Баев, вся армянская община, городская интеллигенция799.
7 ноября 1913 года обе осетинские церкви на Осетинской и Владимирской слободках провели панихиды по скончавшемся профессоре Всеволоде Федоровиче Миллере, внесшем огромный вклад в осетинскую науку и культуру
800 В 1909 году Владикавказ отмечал 100-летний юбилей Н.В.
Гоголя.
В этом событии приняли участие все духовные заведения.
В епархиальном женском училище был устроен литературный вечер, который почтил своим присутствием Преосвященный Владыка.
На вечере говорили о биогра

[стр.,294]

293 фии писателя, о его литературном творчестве, декламировали фрагменты его произведений.
В мужском духовном училище после гимна «Боже, царя храни» одним из преподавателей был прочитан доклад о творчестве Н.В.
Гоголя, училищный хор пел кантату «Слава», ученики читали фрагменты произведений писателя.
Зал был украшен портретом Гоголя, национальным флагом, цветами.
Все ученики получили в подарок произведения Н.В.
Гоголя в издании Сытина.
В училищной церкви состоялась панихида801.
К концу XIX века церкви города стали принимать участие и даже организовывать детские новогодние праздники.
Вознесенская, Братская и Константино-Еленинская церкви устраивали новогодние елки.
Священнослужители, а иногда и сам преосвященный владыка присутствовали на детских концертах, благословляли участников и гостей, дарили им ико802 ночки, книги, сладости и т.п.
.
При кафедральном соборе был создан любительский хор из сорока человек, которым руководил отец диакон Алексей Васильевич Лосев.
Он часто устраивал вокально-музыкальные вечера с исполнением церковных песен, которые пользовались популярностью у горожан.
На концерты собиралось по двести и более человек803.
Без участия церкви не обходилось ни одно важное событие в общественно-культурной жизни города.
Открытие любого общества, учебного заведения предполагало обязательную церемонию освящения, церковного благословения.

Особого внимания заслуживает проблема роли церкви в развитии городского варианта культуры этнических групп, в частности осетин.
Они имели в городе две церкви, а Преосвященный Питирим в сослужении сонма городского духовенства часто совершал литургию на осетинском языке.
В 1912 году он исходатайствовал из средств Святейшего Синода 1500 рублей для издания на осетинском языке богослужебных книг, к переводу которых сразу же приступила особая комиссия под председательством го

[Back]