Особого внимания заслуживает проблема роли церкви в развитии городского варианта национальной культуры осетин. Они имели в городе две церкви, а Преосвященный Питирим в сослужении сонма городского • духовенства часто совершал литургию на осетинском языке. В 1912 году он исходатайствовал из средств Святейшего Синода 1500 рублей для издания на осетинском языке богослужебных книг, к переводу которых сразу же приступила особая комиссия под председательством городского головы Г. Баева в следующем составе: священник X. Цомаев, Н. Рамонов, М. Коцоев, учитель И. Бигаев 326. В журнале «Владикавказские епархиальные ведомости» часто публиковались священники и учителя-осетины А. Гатуев, К. Токаев, X. Уруймагов, А. Цаголов. Осетинская интеллигенция накапливала опыт редакционно-издательской работы, который вскоре (в 1911 году) понадобился для нового журнала на осетинском языке «Чырыстон цард» («Христианская жизнь»). Глава Владикавказской епархии Преосвященный Антоний поддержал осетинскую паству и изыскал денежные •>, средства на издание журнала. Он сам оформил годовую подписку для нескольких принтов в горных селениях. Редактор X. Цомаев привлек к сотрудничеству местную интеллигенцию. И «Владикавказские епархиальные ведомости» (особенно с 1908 г.) и «Чырыстон цард» публиковали произведения русской и осетинской литературы, у истоков которой стояла церковная литература 327. Журнал сыграл большую роль в формировании осетинской городской культуры. Неотъемлемой чертой конфессионального быта были богомолья и крестные ходы, имевшие не только религиозные, но и познавательноразвлекательные цели. Самым крупным и значимым для горожан был крестный ход по поводу прибытия в город Моздокской Иверской Чудотворной иконы Божией Матери. По ходатайству Его Преосвященства, * Преосвященнейшего Владимира, Епископа Владикавказского и Моздокского Святейший Синод разрешил ежегодно приносить икону из Моздока во Владикавказ в середине сентября сроком на два месяца. Моздокско-Иверская 125 |
293 фии писателя, о его литературном творчестве, декламировали фрагменты его произведений. В мужском духовном училище после гимна «Боже, царя храни» одним из преподавателей был прочитан доклад о творчестве Н.В. Гоголя, училищный хор пел кантату «Слава», ученики читали фрагменты произведений писателя. Зал был украшен портретом Гоголя, национальным флагом, цветами. Все ученики получили в подарок произведения Н.В. Гоголя в издании Сытина. В училищной церкви состоялась панихида801. К концу XIX века церкви города стали принимать участие и даже организовывать детские новогодние праздники. Вознесенская, Братская и Константино-Еленинская церкви устраивали новогодние елки. Священнослужители, а иногда и сам преосвященный владыка присутствовали на детских концертах, благословляли участников и гостей, дарили им ико802 ночки, книги, сладости и т.п. . При кафедральном соборе был создан любительский хор из сорока человек, которым руководил отец диакон Алексей Васильевич Лосев. Он часто устраивал вокально-музыкальные вечера с исполнением церковных песен, которые пользовались популярностью у горожан. На концерты собиралось по двести и более человек803. Без участия церкви не обходилось ни одно важное событие в общественно-культурной жизни города. Открытие любого общества, учебного заведения предполагало обязательную церемонию освящения, церковного благословения. Особого внимания заслуживает проблема роли церкви в развитии городского варианта культуры этнических групп, в частности осетин. Они имели в городе две церкви, а Преосвященный Питирим в сослужении сонма городского духовенства часто совершал литургию на осетинском языке. В 1912 году он исходатайствовал из средств Святейшего Синода 1500 рублей для издания на осетинском языке богослужебных книг, к переводу которых сразу же приступила особая комиссия под председательством го 294 родского головы Г. Баева в следующем составе: священник X. Цомаев, Н. Рамонов, М. Коцоев, учитель И. Бигаев804. В журнале «Владикавказские епархиальные ведомости» часто публиковались священники и учителя-А осетины А. Гатуев, К. Токаев, X. Уруймагов, А. Цаголов. Осетинская интеллигенция накапливала опыт редакционно-издательской работы, который вскоре (в 1911 г.) понадобился для нового журнала на осетинском языке «Чырыстон цард» («Христианская жизнь»). Глава Владикавказской епархии Преосвященный Антоний поддержал осетинскую паству и изыскал денежные средства на издание журнала. Он сам оформил годовую подписку для нескольких принтов в горных селениях. Редактор X. Цомаев привлек к сотрудничеству местную интеллигенцию. И «Владикавказские епархиальные ведомости» (особенно с 1908 г.) и «Чырыстон цард» публиковали произведения русской и осетинской литературы, у истоков которой олг стояла церковная литература . Журнал сыграл большую роль в формировании осетинской городской культуры. Армянская церковь уделяла большое внимание армянскому издательскому обществу. Все его собрания проходили в зале церкви. Как было указано выше, религиозные организации обретали неспецифические функции, в их числе экономическая. Она далеко не всегда была связана со сбором средств в благотворительных целях. Например, согласно Уставу «Общество владикавказских молокан» занималось вопросами аренды, купли-продажи земли, снабжало дешевым кредитом, осуществляло посредничество при приобретении орудий, семян, скота. Предусматривалось также взаимное страхование на случай смерти, нищеты, неурожая и др.806. Аналогичные функции выполнял Свято-Троицкий монастырь. Активная роль храма в жизни города и горожан, казалось бы, должна предполагать и аналогичный обратный процесс. Но анализ источников позволяет утверждать, что приходская жизнь во Владикавказе была развита слабо. Служители официальной церкви были озабочены этим обстоятель 300 В то же время среди прихожан было немало расположенных к духовенству, уважающих духовный.сан, приглашающих и с радостью принимающих их в своих домах на Пасху, Рождество, Крещение и другие праздники. Посещение священниками домов прихожан было довольно распространенным явлением, особенно при крещении младенцев, а также во время крестных ходов или так называемого славления в святую четыредесятницу для прочтения установленных молитв, для сбора приношений от прихожан, для разъяснения таинств или священнодействия церковного праздненства, для «назидания» и «напутствия» больных818. Неотъемлемой чертой конфессионального быта были богомолья и крестные ходы, имевшие не только религиозные, но и познавательноразвлекательные цели. Самым крупным и значимым для горожан был крестный ход по поводу прибытия в город Моздокской Иверской Чудотворной иконы Божией Матери. По ходатайству Его Преосвященства, Преосвященнейшего Владимира, Епископа Владикавказского и Моздокского Святейший Синод разрешил ежегодно приносить икону из Моздока во Владикавказ в середине сентября сроком на два месяца. МоздокскоИверская икона Божией Матери была подарена осетинам грузинской царицей Тамарой в конце XII начале XIII века. Известно, что царица ревностно заботилась о насаждении христианства среди горцев Кавказа устраивала храмы, украшала их иконами. Один из храмов получил в подарок образ Богоматери. По преданию, он был написан придворным иконописцем, человеком благочестивым, который в течение шести недель готовился к своему труду молитвой и постом. Со временем икона прославилась чудесными историями. Неоднократно во время пожара в церкви, где она находилась, ее обнаруживали невредимой на одной из гор. Икона обрела ареол таинственности и чудотворности. В 1793 году осетины, переселившиеся в Моздок, привезли икону с собой. По преданию, икона сама избрала место для своего нахождения за пределами города и чудесным образом известила |