Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 127]

Богоматери...
К шести часам утра собралось в церковь Тенгинского полка, ближайшую к месту встречи иконы, городское духовенство, среди которого был и армянский священник г.
Владикавказа.
Были подняты священные » хоругви и иконы Тенгинской церкви, открылся крестный ход по направлению к месту, назначенному для встречи иконы.
Войска и учащиеся в светских и духовных заведениях были расставлены шпалерами...
С церквей зазвучали колокола.
Сопровождаемая массой народа, убранная цветами, в блеске солнечных лучей, игравших на богатой ризе, показалась пред ожидавшим ее народом Чудотворная икона Божией матери...
Церковное пение, звон колоколов, звуки военной музыки, игравшей «Коль
славен», молитвенные вздохи и возгласы окружающих — все это составляло торжественную и умилительную картину встречи».
Только к девяти часам утра крестный ход подошел к Кафедральному собору, где должна была храниться икона.
Не все желающие могли присутствовать на литургии и молебне, даже соборная ограда не могла вместить всех участников крестного
ф хода.
Вечером после акафиста Преосвященный обратился к пастве с назидательным словом о вере и великой силе молитвы и призывал обращаться за помощью и утешением к Чудотворной иконе.
С тех пор ежегодно в сентябре икону доставляли в город.
Бывали и незапланированные визиты, как, например, во время пребывания во Владикавказе императора Николая II в декабре 1914 года.
Организация крестных ходов способствовала укреплению позиций церкви в обществе.
Эти процессии имели для духовенства и прямую материальную выгоду, поскольку в это время прихожане охотнее жертвовали в пользу церквей.
В 1905-1906 годах на Епархиальном съезде, затем в церковной печати ставился вопрос об отмене ношения иконы по епархии.
Часть духовенства обвинялась в меркантилизме и «торгашеских целях», вызывал нарекания порядок крестного хода, который в бедных станицах задерживался не более двух часов, а в городе икону оставляли месяцами.
Многие священники считали, что паломничество в Моздок было покаянным
127
[стр. 302]

301 об этом епископа, Преосвященного Гайя, который соорудил для нее часовню.
Впоследствии прихожане построили на этом месте деревянную церковь во Имя Успения Божией Материка затем по ходатайству наместника Кавказского правительство разрешило сбор денег на постройку Моздокского Успенского собора, который был освящен в 1898 году.
Кроме осетин, икону почитали и другие горцы, даже мусульмане, пораженные совершаемыми ей чудесами.
Поклонялись ей армяне-григориане, казаки, тысячи верующих из внутренних губерний Екатеринославской, Харьковской, Астраханской.
В 1895 году икону Божией Матери впервые сопроводили крестным ходом во Владикавказ.
Сохранилось описание этого события.
«17 число* сентября было желанным и благословенным днем для всего Владикавказа.
В этот день состоялось прибытие Моздокской Иверской Чудотворной иконы Божией Матери в город...
Дня за три до прибытия иконы многие из жителей города выбыли, чтобы далеко за пределами города, в одной из станиц, чрез которые должна была проходить Чудотворная икона, встретить дорогую Небесную гостью! Накануне воскресенья под 17 сентября город украсился флагами по предложенному пути шествия иконы Божией Матери, и большинство жителей, особенно женщин, вышло из города навстречу Богоматери...
К шести часам утра собралось в церковь Тенгинского полка, ближайшую к месту встречи иконы, городское духовенство, среди которого был и армянский священник г.
Владикавказа.
Были подняты священные хоругви и иконы Тенгинской церкви, открылся крестный ход по направлению к месту, назначенному для встречи иконы.
Войска и учащиеся в светских и духовных заведениях были расставлены шпалерами...
С церквей зазвучали колокола.
Сопровождаемая массой народа, убранная цветами, в блеске солнечных лучей, игравших на богатой ризе, показалась пред ожидавшим ее народом Чудотворная икона Божией матери...
Церковное пение, звон колоколов, звуки военной музыки, игравшей «Коль


[стр.,303]

302 славен», молитвенные вздохи и возгласы окружающих все это составляло торжественную и умилительную картину встречи»819.
Только к девяти часам утра крестный ход подошел к Кафедральному собору, где должна была храниться икона.
Не все желающие могли присутствовать на литургии и молебне, даже соборная ограда не могла вместить всех участников крестного
хода.
Вечером после акафиста Преосвященный обратился к пастве с назидательным словом о вере и великой силе молитвы и призывал обращаться за помощью и утешением к Чудотворной иконе.
С тех пор ежегодно в сентябре икону доставляли в город.
Бывали и незапланированные визиты, как, например, во время пребывания во Владикавказе императора Николая II в декабре 1914 года.
Организация крестных ходов способствовала укреплению позиций церкви в обществе.
Эти процессии имели для духовенства и прямую материальную выгоду, поскольку в это время прихожане охотнее жертвовали в* пользу церквей.
В 1905-1906 годах на Епархиальном съезде, затем в церковной печати ставился вопрос об отмене ношения иконы по епархии.
Часть духовенства обвинялась в меркантилизме и «торгашеских целях», вызывал нарекания порядок крестного хода, который в бедных станицах задерживался не более двух часов, а в городе икону оставляли месяцами.
Многие священники считали, что паломничество в Моздок было покаянным
шествием, а ежегодное созерцание иконы постепенно притупляло ре/ лигиозное чувство и превращалось в холодное равнодушие.
В ходе полемики часто обращалось внимание на факт наличия среди горожан массыщ атеистов: «городской и сельский обыватель две вещи разные.
Насколько первый неверен, настолько второй верует и чтит иконы вообще и в частности Моздокскую»820.
Но крестные ходы сохранились вплоть до революции.
В конфессиональной жизни города были и другие знаменательные события.
12 июля 1909 года с разрешения и благословения Его Преосвященства епископа Агапита с вокзала г.
Владикавказа последовало торже

[Back]