Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 128]

шествием, а ежегодное созерцание иконы постепенно притупляло религиозное чувство и превращалось в холодное равнодушие.
В ходе полемики часто обращалось внимание на факт наличия среди горожан массы
атеистов: «городской и сельский обыватель — две вещи разные.
Насколько первый неверен, настолько второй верует и чтит иконы вообще и в частности Моздокскую»
328.
Праздничная жизнь полиэтничного Владикавказа отличалась необычайным разнообразием.
Каждая этническая группа, религиозная община, профессиональное сообщество имели свою специфичную праздничную культуру.

Перемещение осетинских народных праздников в новую городскую среду, и к тому же иноэгничную, не могло оставить их неизменными.
В городском пространстве подвергаются разрушению отдельные элементы обрядности, строгость регламентации, уходят из памяти многие исконные мотивировки праздничных действий, меняется состав участников.
Зрелищно-развлекательные элементы традиционных праздников
е приближаются по форме к городским народным гуляньям, где сталкиваются представители разных сословий, национальностей, окрестных селений.
Праздничный календарь горожан начинался с Рождественских торжеств.
Городские христианские церкви тщательно готовились к Рождеству.
Прихожан призывали к соблюдению рождественского поста.
Его называли также Филипповским, по имени святого апостола Филиппа.
Кроме пищевых запретов и предписаний, прихожане не должны были совершать в это время бракосочетания, участвовать в увеселительных мероприятиях.
Главной цели поста духовно-нравственного очищения прихожане достигали посещением церкви в течение сорока дней и принесением исповедей.
Во время предрождественских богослужений проводились евангельские чтения.
В Сочельник, канун Рождества, в торжественных службах большое место отводилось упоминаниям о пророчествах, имевших место задолго до рождения Иисуса.
В этот день церковь требовала строгого воздержания в еде.

128
[стр. 303]

302 славен», молитвенные вздохи и возгласы окружающих все это составляло торжественную и умилительную картину встречи»819.
Только к девяти часам утра крестный ход подошел к Кафедральному собору, где должна была храниться икона.
Не все желающие могли присутствовать на литургии и молебне, даже соборная ограда не могла вместить всех участников крестного хода.
Вечером после акафиста Преосвященный обратился к пастве с назидательным словом о вере и великой силе молитвы и призывал обращаться за помощью и утешением к Чудотворной иконе.
С тех пор ежегодно в сентябре икону доставляли в город.
Бывали и незапланированные визиты, как, например, во время пребывания во Владикавказе императора Николая II в декабре 1914 года.
Организация крестных ходов способствовала укреплению позиций церкви в обществе.
Эти процессии имели для духовенства и прямую материальную выгоду, поскольку в это время прихожане охотнее жертвовали в* пользу церквей.
В 1905-1906 годах на Епархиальном съезде, затем в церковной печати ставился вопрос об отмене ношения иконы по епархии.
Часть духовенства обвинялась в меркантилизме и «торгашеских целях», вызывал нарекания порядок крестного хода, который в бедных станицах задерживался не более двух часов, а в городе икону оставляли месяцами.
Многие священники считали, что паломничество в Моздок было покаянным шествием, а ежегодное созерцание иконы постепенно притупляло ре/ лигиозное чувство и превращалось в холодное равнодушие.
В ходе полемики часто обращалось внимание на факт наличия среди горожан массыщ
атеистов: «городской и сельский обыватель две вещи разные.
Насколько первый неверен, настолько второй верует и чтит иконы вообще и в частности Моздокскую»820.

Но крестные ходы сохранились вплоть до революции.
В конфессиональной жизни города были и другие знаменательные события.
12 июля 1909 года с разрешения и благословения Его Преосвященства епископа Агапита с вокзала г.
Владикавказа последовало торже

[стр.,308]

ч .
307 Глава V.
Праздничная культура.
§ 1.
Религиозны е и традиционны е праздники.
Праздник как продуктивная форма коллективной памяти в силу своей мифологизированности сосредотачивает в себе первоосновы соответствующей культурной традиции.
Сквозь историческую изменчивость форм праздничности просвечивают «вечные» смыслы праздника, его древняя основа.
Архаичные формы отличаются высокой степенью пластичности и способностью вбирать в себя элементы новой нарождающейся культуры.
Внутренняя энергия и мощное продуцирующее начало праздничных традиций обусловлены, как считал М.
Бахтин, «их космическим универсализмом, их всенародностью, их связью со временем и с будущим...».823 Городской праздник был открытой системой, в которой взаимодействовали носители различных культур.
В нем сфокусировано множество обычаев, ритуалов, символов, поверий, развлечений.
Этот комплекс является неотъемлемой частью культурного фонда любого этноса.
Праздничная жизнь полиэтничного Владикавказа отличалась необычайным разнообразием.
Каждая этническая группа, религиозная община, профессиональное сообщество имели свою специфичную праздничную культуру.

Но перемещение осетинских, армянских, греческих, грузинских, русских и других народных праздников в новую городскую среду, и к тому же иноэтничную, не могло оставить их неизменными.
В городском пространстве подвергаются разрушению отдельные элементы обрядности, строгость регламентации, уходят из памяти многие исконные мотивировки праздничных действий, меняется состав участников.
Зрелищноразвлекательные элементы традиционных праздников
приближаются по форме к городским народным гуляньям, где сталкиваются представители разных сословий, национальностей, окрестных селений.
В этой историко

[стр.,311]

310 лагали устраивать для простых горожан бесплатные мероприятия с литературными чтениями и «туманными картинами».
Уже в начале 1870-х годов на святки в полковой штабе-квартире солдатский любительский театр ставил пьесы, устраивались танцевальные вечера.826 4 Городские христианские церкви тщательно готовились к Рождеству.
Прихожан призывали к соблюдению рождественского поста.
Его называли также Филипповским, по имени святого апостола Филиппа.
Кроме пищевых запретов и предписаний, прихожане не должны были совершать в это время бракосочетания, участвовать в увеселительных мероприятиях.
Главной цели поста —духовно-нравственного очищения —прихожане достигали посещением церкви в течение сорока дней и принесением исповедей.
Во время предрождественских богослужений проводились евангельские чтения.
В Сочельник, канун Рождества, в торжественных службах большоеь место отводилось упоминаниям о пророчествах, имевших место задолго до рождения Иисуса.
В этот день церковь требовала строгого воздержания в еде.

В первый день Рождества богослужение начиналось с чтения псалмов, с «покаянной» службы.
Отличительной чертой городского праздника было активное участие в нем местной администрации и военного начальства.
На торжественных богослужениях во Владикавказском соборе и некоторых других церквях присутствовали высшие представители военных и гражданских властей.
Завершалась церемония парадом войск.
Со временем воинский парад становился неотъемлемой частью городских праздников.
Это было одно из самых любимых и популярных развлечений не только простого народа, но и «высшего» общества.
Воинский парад явление, характерное для многих российских городов.
Исследователи объясняют его бытование высокой оценкой общественным мнением воинской службы, военными успехами русской армии в ряде войн, красочностью воинских це827 ремоний.

[Back]