Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 129]

В первый день Рождества богослужение начиналось с чтения псалмов, с «покаянной» службы.
Отличительной чертой городского праздника было активное участие в нем местной администрации и военного начальства.
* На торжественных богослужениях во Владикавказском соборе и некоторых других церквях присутствовали высшие представители военных и гражданских властей.
Завершалась церемония парадом войск.
Со временем воинский парад становился неотъемлемой частью городских праздников.
Это было одно из самых любимых и популярных развлечений не только простого народа, но и «высшего» общества.
Воинский парад — явление, характерное для многих российских городов.
Исследователи объясняют его бытование высокой оценкой общественным мнением воинской службы, военными успехами русской армии в ряде войн, красочностью воинских
церемоний 329.
После торжественных богослужений праздничные действия перемещались в домашне-бытовую сферу.
Именно здесь сохранялись национальные варианты обрядовой жизни.
У осетин одним из основных
ф рождественских ритуалов было разжигание костров.
На Осетинской и Владимирской слободках устраивали костры прямо перед домами.
Считалось, что огонь способен предохранить человека от злых сил.
Есть и другие объяснения этого обычая.
По одной версии, во время рождения Христа было холодно, а костер разожгли, чтобы согреть новорожденного; по другой костер следует рассматривать как выражение радости по поводу благой вести Рождества Христова
33°.
В праздничную ночь готовилось угощение для домочадцев и гостей.
Считалось, что изобилие на столе является залогом сытной жизни в будущем.
Осетины готовили ритуальные пироги с обильной начинкой, варили пиво, резали скот, чаще всего, баранов.

Рождественские праздники плавно переходили в новогодние.
Известно, что Россия впервые отметила Новый год по европейскому календарю 1 января 1700 года, а первая публичная елка (в отличие от дворцовых) была устроена в Петербурге только в 1852 году.
Считается, что обычай наряжать елку был заимствован у лютеран, которые хранят легенду о
129
[стр. 311]

310 лагали устраивать для простых горожан бесплатные мероприятия с литературными чтениями и «туманными картинами».
Уже в начале 1870-х годов на святки в полковой штабе-квартире солдатский любительский театр ставил пьесы, устраивались танцевальные вечера.826 4 Городские христианские церкви тщательно готовились к Рождеству.
Прихожан призывали к соблюдению рождественского поста.
Его называли также Филипповским, по имени святого апостола Филиппа.
Кроме пищевых запретов и предписаний, прихожане не должны были совершать в это время бракосочетания, участвовать в увеселительных мероприятиях.
Главной цели поста —духовно-нравственного очищения —прихожане достигали посещением церкви в течение сорока дней и принесением исповедей.
Во время предрождественских богослужений проводились евангельские чтения.
В Сочельник, канун Рождества, в торжественных службах большоеь место отводилось упоминаниям о пророчествах, имевших место задолго до рождения Иисуса.
В этот день церковь требовала строгого воздержания в еде.
В первый день Рождества богослужение начиналось с чтения псалмов, с «покаянной» службы.
Отличительной чертой городского праздника было активное участие в нем местной администрации и военного начальства.
На торжественных богослужениях во Владикавказском соборе и некоторых других церквях присутствовали высшие представители военных и гражданских властей.
Завершалась церемония парадом войск.
Со временем воинский парад становился неотъемлемой частью городских праздников.
Это было одно из самых любимых и популярных развлечений не только простого народа, но и «высшего» общества.
Воинский парад явление, характерное для многих российских городов.
Исследователи объясняют его бытование высокой оценкой общественным мнением воинской службы, военными успехами русской армии в ряде войн, красочностью воинских
це827 ремоний.


[стр.,312]

311 После торжественных богослужений праздничные действия перемещались в домашне-бытовую сферу.
Именно здесь сохранялись национальные варианты обрядовой жизни.
У осетин одним из основных
рождественских ритуалов было разжигание костров.
На Осетинской и Владимирской слободках устраивали костры прямо перед домами.
Считалось, что огонь способен предохранить человека от злых сил.
Есть и другие объяснения этого обычая.
По одной версии, во время рождения Христа было холодно, а костер разожгли, чтобы согреть новорожденного; по другой костер следует рассматривать как выражение радости по поводу благой вести Рождества Христова.828
В праздничную ночь готовилось угощение для домочадцев и гостей.
Считалось, что изобилие на столе является залогом сытной жизни в будущем.
Осетины готовили ритуальные пироги с обильной начинкой, варили пиво, резали скот, чаще всего, баранов.

Проживающие в городе немцы праздновали Рождество три дня, но не признавали святок, ряженых.
В первый день праздника они не принимали пищу до темноты или ели только рыбу.
К вечеру они шли в церковь на торжественное бого4 служение.
Был распространен обычай рождественского дарообмена.
Традиционными подарками для мужчин считались кисеты и трубки, для женщин ткань на блузу или платье, платок.
Городские магазины меняли эту традицию, предлагая массу привлекательных подарочных вариантов.
Особое внимание уделялось ритуальному обеду.
Наряду с престижным блюдом гусем, начиненным кашей и клецками, обед включал 829 чину, квашеную капусту, сладкие блюда.
У греков Рождество Христово длилось до 5 января, т.е.
до другого праздника Крещения.
Бытовали вечеринки, игрища, «ряжения», гадания, колядование с пожеланиями богатства, урожая, плодородия скота, благополучия хозяевам дома.830 Этнические группы приобщались к городским формам культуры.
Владикавказское грузинское общество устраивало традиционные грузинские вечера с танцами и пением, собранные средства использовались для

[стр.,313]

312 нужд этого общества, для грузинской бесплатной школы.831 Осетинская 4 молодежь, желая оказать «Обществу распространения образования и технических знаний среди горцев» посильную помощь, устраивала комические представления в домах своих соотечественников.
Это был вариант традиционного осетинского колядования с исполнением песни «Хадзаронта», содержащей поздравления и пожелания благополучия хозяевам дома.
Праздничная атмосфера в городе хорошо передана в одной из корреспонденций «Терских ведомостей»: «Святочные праздники в нынешнем сезоне во Владикавказе прошли весело и оживленно.
Об этом можно судить уже потому, что общественных развлечений разного рода было великое мно* жество.
Не говоря о ежедневных спектаклях в городском театре и цирке Фюрера, в котором представления давались иногда по два раза в день, публику развлекала почти беспрерывная вереница увеселительных вечеров, балов-маскарадов в наших клубах...
Они были многолюдны, оживленные танцы продолжались «чуть не целые ночи».
Было много вечеров с танцами в частных домах».
832 группа ции решила устроить на Рождество общедоступные развлечения для народа.
Антрепренер городского театра К.К.
Маврин выразил согласие не только уступить бесплатно театр, но и принять участие постановкой какой■ нибудь пьесы, устройством народных чтений со световыми картинами.
Городской голова А.Ф.
Фролов выступал в роли чтеца.
Это развлечение было бесплатным.833 Рождественские праздники плавно переходили в Новогодние.
Известно, что Россия впервые отметила Новый год по европейскому календарю 1 января 1700 года, а первая публичная елка (в отличие от дворцовых) была устроена в Петербурге только в 1852 году.
Считается, что обычай наряжать елку был заимствован у лютеран, которые хранят легенду о
том, что именно Мартин Лютер первым принес в свой дом елку в канун Рожде* ства в 1513 году.

[Back]