том, что именно Мартин Лютер первым принес в свой дом елку в канун Рождества в 1513 году. Традиция украшать елки широко распространилась к концу XIX века * не только в российских городах, но и в деревенской среде. Елка была символом и Рождества, и Нового года33 Во Владикавказе многие городские увеселительные мероприятия посвящались сразу двум праздникам. Все учебные заведения устраивали для своих питомцев рождественские елки, литературные вечера с танцами, спектаклями, ученическими хорами. Народные гулянья часто включали маскарады с сюрпризами в виде бесплатных подарков каждому участнику лотереи-аллегри. В новогодние дни, в общественном собрании устраивались танцевальные вечера с ужином, в коммерческом предпочитали костюмированные вечера, любительские спектакли. Городской трек в праздничные дни был иллюминирован, молодежь каталась на катках при факельном освещении, по вечерам играл оркестр. Городская интеллигенция заботилась о детях-сиротах и детях из неимущих семей. В приюте устанавливали елки, демонстрировали «туманные картины», готовили лакомства и подарки — сапоги, рубашки, ботинки, брюки и т.п.332. В начальной школе при Осетинской церкви устраивали Новогоднюю елку. Например, в 1898 году праздник устроили на средства генерала Арсения Таучелова, подполковника Хоранова, купца С.Андреева. Дети читали стихи, пели «Боже, царя храни», танцевали. После концерта они получили подарки-сладости, книги, тетради, ручки 333. Большое оживление в новогодние праздники вносили городские магазины. Магазин Гейтена предлагал горожанам изящные картонажи, украшения для елки, хлопушки с сюрпризами, маски, веера, домино, блестящие шары, звезды, фонари, елочные конфеты и пряники, бомбоньеры, парафиновые свечи, орехи с сюрпризами, стеклянные фрукты, украшения из папье-маше. Магазин Белло реализовывал комнатный бенгальский огонь, елочные свечи, зажигательные нитки. Владикавказское общество потребителей к 130 |
313 Традиция украшать елки широко распространилась к концу XIX века не только в российских городах, но и в деревенской среде. Елка была символом и Рождества, и Нового года.834 Во Владикавказе многие городские увеселительные мероприятия по■ свящались сразу двум праздникам. Все учебные заведения устраивали для своих питомцев рождественские елки, литературные вечера с танцами, спектаклями, ученическими хорами. Народные гулянья часто включали маскарады с сюрпризами в виде бесплатных подарков каждому участнику лотереи-аллегри. В новогодние дни, в общественном собрании устраивались танцевальные вечера с ужином, в коммерческом предпочитали костюмированные вечера, любительские спектакли. Городской трек в праздничные дни был иллюминирован, молодежь каталась на катках при факельном освещении, по вечерам играл оркестр. Городская интеллигенция заботилась о детях-сиротах и детях из неимущих семей. В приюте устанавливали елки, демонстрировали «туманные картины», готовили лакомства и подарки сапоги, рубашки, ботинки, O l f брюки и т.п. Большое оживление в новогодние праздники вносили городские магазины. Магазин Гейтена предлагал горожанам изящные картонажи, украшения для елки, хлопушки с сюрпризами, маски, веера, домино, блестящие шары, звезды, фонари, елочные конфеты и пряники, бомбоньеры, парафиновые свечи, орехи с сюрпризами, стеклянные фрукты, украшения из папье-маше. Магазин Белло реализовывал комнатный бенгальский л огонь, елочные свечи, зажигательные нитки. Владикавказское общество потребителей к предстоящему празднику выписывало из Варшавы украшения для елки. В городе были пиротехники, принимавшие заказы на устройство фейерверков и воздушных шаров. Для некоторых горожан, особенно для чиновников, официальная часть праздника включала обязательные поздравления: визиты к лицам, стоящим выше по службе, торжественные официальные приемы у началь |