предстоящему празднику выписывало из Варшавы украшения для елки. В городе были пиротехники, принимавшие заказы на устройство фейерверков и воздушных шаров 334. * Для некоторых горожан, особенно для чиновников, официальная часть праздника включала обязательные поздравления: визиты к лицам, стоящим выше по службе, торжественные официальные приемы у начальников и т.п. Во Владикавказе как и в других российских городах эта традиция к концу XIX века трансформировалась в благотворительные акции. Лица, желавшие взамен праздничных визитов в честь Рождества Христова и Нового года оказать помощь бедным и сиротам, присылали свои и собранные ими пожертвования в редакцию «Терских ведомостей» для занесения их в подписные листы. Такие листы выдавало Владикавказское благотворительное общество и другие организации, занимающиеся сбором пожертвований. После новогодних дней христианское население города начинало подготовку к следующему большому празднику Крещению. Символом этого праздника была вода. У первых христиан обряд опрыскивания совершался обыкновенной водой, но уже с IV века христианская церковь стала считать пригодной для этих целей лишь воду «священной» реки Иордана, где был крещен Христос. Со временем в каждой местности появились свои «Иордани». Для исполнения церковных ритуалов использовалась вода, зачерпнутая в ночь перед праздником или освященная в церкви. 5 января, в канун праздника, соборным причтом совершалась вечерня, водоосвящение и всенощная. День начинался торжественной службой во всех православных приходских церквях, откуда крестные ходы стекались к собору. В этот день город просыпался от колокольного звона призыва к молитве. Горожане спешили на литургию, после которой начиналось основное праздничное действо крестный ход на «Иордан». Соборное и городское духовенство, представители и прихожане местных церквей стекались на набережную Терека для совершения водоосвящения. 131 |
313 Традиция украшать елки широко распространилась к концу XIX века не только в российских городах, но и в деревенской среде. Елка была символом и Рождества, и Нового года.834 Во Владикавказе многие городские увеселительные мероприятия по■ свящались сразу двум праздникам. Все учебные заведения устраивали для своих питомцев рождественские елки, литературные вечера с танцами, спектаклями, ученическими хорами. Народные гулянья часто включали маскарады с сюрпризами в виде бесплатных подарков каждому участнику лотереи-аллегри. В новогодние дни, в общественном собрании устраивались танцевальные вечера с ужином, в коммерческом предпочитали костюмированные вечера, любительские спектакли. Городской трек в праздничные дни был иллюминирован, молодежь каталась на катках при факельном освещении, по вечерам играл оркестр. Городская интеллигенция заботилась о детях-сиротах и детях из неимущих семей. В приюте устанавливали елки, демонстрировали «туманные картины», готовили лакомства и подарки сапоги, рубашки, ботинки, O l f брюки и т.п. Большое оживление в новогодние праздники вносили городские магазины. Магазин Гейтена предлагал горожанам изящные картонажи, украшения для елки, хлопушки с сюрпризами, маски, веера, домино, блестящие шары, звезды, фонари, елочные конфеты и пряники, бомбоньеры, парафиновые свечи, орехи с сюрпризами, стеклянные фрукты, украшения из папье-маше. Магазин Белло реализовывал комнатный бенгальский л огонь, елочные свечи, зажигательные нитки. Владикавказское общество потребителей к предстоящему празднику выписывало из Варшавы украшения для елки. В городе были пиротехники, принимавшие заказы на устройство фейерверков и воздушных шаров. Для некоторых горожан, особенно для чиновников, официальная часть праздника включала обязательные поздравления: визиты к лицам, стоящим выше по службе, торжественные официальные приемы у началь ч 314 ников и т.п. Во Владикавказе как и в других российских городах эта традиция к концу XIX века трансформировалась в благотворительные акции. Лица, желавшие взамен праздничных визитов в честь Рождества Христова и Нового года оказать помощь бедным и сиротам, присылали свои и собранные ими пожертвования в редакцию «Терских ведомостей» для занесения их в подписные листы. Такие листы выдавало Владикавказское благотворительное общество и другие организации, занимающиеся сбором по■ жертвований. В праздничной культуре горожан была сильна этническая специфика. Нехристианское население участвовало в праздничных общегородских новогодних действиях, но в домашне-бытовой сфере сохраняло свои традиции. Мусульмане отмечали Новый год (Навруз) весной. Довольно своеобразными были новогодние дни у евреев. Они воспринимались как время самоочищения, покаяния, молитв, размышление над своим отношением к Богу и людям. Евреи верили, что в Новый год (Рош-Гашан) Бог судит человека и предопределяет его судьбу в наступающем году. Во время празд* ничной трапезы было принято подавать блюда, имеющие символическое значение: мед и яблоки символизировали добро и сладкую жизнь, зерна граната множество добрых дел. Подавая рыбью голову, евреи говорили: «Чтобы мы были головой, а не хвостом».837 Следует отметить, что празднование Нового года 1 января не у всех этнических групп глубоко проникло в традиционную культуру. После новогодних дней христианское население города начинало подготовку к следующему большому празднику Крещению. Символом этого праздника была вода. У первых христиан обряд опрыскивания совершался обыкновенной водой, но уже с IV века христианская церковь стала считать пригодной для этих целей лишь воду «священной» реки Иордана, где был крещен Христос. Со временем в каждой местности появились свои «Иордани». Для исполнения церковных ритуалов использова 315 лась вода, зачерпнутая в ночь перед праздником или освященная в церкви. 5 января, в канун праздника, соборным причтом совершалась вечерня, водоосвящение и всенощная. День начинался торжественной службой во всех православных приходских церквях, откуда крестные ходы стекались к просыпался призыва к молитве. Горожане спешили на литургию, после которой начиналось основное праздничное действо крестный ход на «Иордан». Соборное и городское духовенство, представители и прихожане местных церквей стекались на набережную Терека для совершения водоосвящения. После молебствия происходило погружение креста в воду, сопровождавшееся оружейными и орудийными залпами, салютами. К 11 часам улицы города наполнялись празднично одетыми людьми, которые с бутылочками, кружками, а некоторые и с голубями в руках направлялись к местному «Иордану». В городе устраивался крещенский парад. По пути крестного хода выстраивались войска от местного гарнизона. Корреспонденты «Терских ведомостей» отмечали многолюдность праздника. «Конным стражникам с трудом удается сдержать напор толпы, чтобы сохранить свободным проход для крестного хода ... Тут кроме городских жителей много приезжих из окрестных селений и станиц. Казаки и казачки в разноцветных костюмах приехали посмотреть на «Иордан» и парад, пользуясь хорошей погодой. Их сани длинной вереницей растянулись вдоль Александровского проспекта у городского сада. По пути следования крестного хода стояли «шпалерами» войска местного гарнизона. Около 12 часов дня грянул салют из орудий. В воздухе замелькала целая стая голубей с разноцветными лентами на лапках. Вода была освящена и под звуки оркестра военной музыки началось обратное шествие крестного хода к собору».838Во многих городах бытовал крещенский обычай выпускать на волю специально принесенных голубей. В некоторых российских губерниях существовало поверье, что «Иордан» и |