Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 132]

После молебствия происходило погружение креста в воду, сопровождавшееся оружейными и орудийными залпами, салютами.
К 11 часам улицы города наполнялись празднично одетыми людьми, которые * с бутылочками, кружками, а некоторые и с голубями в руках направлялись к местному «Иордану».
В городе устраивался крещенский парад.
По пути крестного хода выстраивались войска от местного гарнизона.
Корреспонденты «Терских ведомостей» отмечали многолюдность праздника.
«Конным стражникам с трудом удается сдержать напор толпы, чтобы сохранить свободным проход для крестного хода ...
Тут кроме городских жителей много приезжих из окрестных селений и станиц.
Казаки и казачки в разноцветных костюмах приехали посмотреть на «Иордан» и парад, пользуясь хорошей погодой.
Их сани длинной вереницей растянулись вдоль Александровского проспекта у городского сада.
По пути следования крестного хода стояли «шпалерами» войска местного гарнизона.
Около 12 часов дня грянул салют из орудий.
В воздухе замелькала целая стая голубей с
ф разноцветными лентами на лапках.
Вода была освящена и под звуки оркестра военной музыки началось обратное шествие крестного хода к собору»
335.
Во многих городах бытовал крещенский обычай выпускать на волю специально принесенных голубей.
В некоторых российских губерниях существовало поверье, что «Иордан» и
место вокруг него обладает чудесной силой.
После водосвятия в прорубь втыкали палку, чтобы голуби плодились
336.
Многие горожане старались стать обладателями «святой» воды, веря в ее чудодейственную силу.
Среди них находились и смельчаки, совершавшие ритуальное погружение в реку с целью избавления от различных болезней.
В 1894 году корреспондент «Терских ведомостей» сообщал, что после водоосвящения около двадцати человек, среди которых были и женщины, выкупались в Тереке несмотря на мороз, доходивший до 10 градусов
337.
У осетин само название праздника
«Доныскъаефаен» (дословно «быстрое несение воды») отражает смысловую нагрузку.
Осетины считали
132
[стр. 316]

315 лась вода, зачерпнутая в ночь перед праздником или освященная в церкви.
5 января, в канун праздника, соборным причтом совершалась вечерня, водоосвящение и всенощная.
День начинался торжественной службой во всех православных приходских церквях, откуда крестные ходы стекались к просыпался призыва к молитве.
Горожане спешили на литургию, после которой начиналось основное праздничное действо крестный ход на «Иордан».
Соборное и городское духовенство, представители и прихожане местных церквей стекались на набережную Терека для совершения водоосвящения.
После молебствия происходило погружение креста в воду, сопровождавшееся оружейными и орудийными залпами, салютами.
К 11 часам улицы города наполнялись празднично одетыми людьми, которые с бутылочками, кружками, а некоторые и с голубями в руках направлялись к местному «Иордану».
В городе устраивался крещенский парад.
По пути крестного хода выстраивались войска от местного гарнизона.
Корреспонденты «Терских ведомостей» отмечали многолюдность праздника.
«Конным стражникам с трудом удается сдержать напор толпы, чтобы сохранить свободным проход для крестного хода ...
Тут кроме городских жителей много приезжих из окрестных селений и станиц.
Казаки и казачки в разноцветных костюмах приехали посмотреть на «Иордан» и парад, пользуясь хорошей погодой.
Их сани длинной вереницей растянулись вдоль Александровского проспекта у городского сада.
По пути следования крестного хода стояли «шпалерами» войска местного гарнизона.
Около 12 часов дня грянул салют из орудий.
В воздухе замелькала целая стая голубей с
разноцветными лентами на лапках.
Вода была освящена и под звуки оркестра военной музыки началось обратное шествие крестного хода к собору».838Во
многих городах бытовал крещенский обычай выпускать на волю специально принесенных голубей.
В некоторых российских губерниях существовало поверье, что «Иордан» и


[стр.,317]

316 место вокруг него обладает чудесной силой.
После водосвятия в прорубь втыкали палку, чтобы голуби плодились.839
В 1894 году во Владикавказе был освящен новый МихайлоАрхангельский Собор.
Крещенская литургия проходила в этом новом городском кафедральном соборе и отличалась особой торжественностью, активным участием представителей городских и военных властей.
В собор прибыл начальник области и наказной атаман генерал-лейтенант С.В.
Каханов, внесли знамена Терского казачьего войска, которые оставались там до конца богослужения.
«Затем владыка Владимир с крестным ходом направился с крестом на голове на Терек, где была устроена покрытая парчой палатка.
Процессия шествовала среди войска, поставленного шпалерами на всем протяжении от собора до Терека.
Войска отдавали честь и хоры музыки играли «Коль славен».
При погружении креста артиллерия, расположенная на противоположном берегу реки, отдавала положенный салют, а войска оружейные залпы.
Затем процессия в том же порядке двинулась обратно в собор, где и было провозглашено многолетие Государю императору и Всему Царствующему дому».840 В сравнении с Рождеством и Новым годом праздник Крещения отличался более общественным характером, официальностью и торжественностью.
Многие горожане старались стать обладателями «святой» воды, веря в ее чудодейственную силу.
Среди них находились и смельчаки, совершавшие ритуальное погружение в реку с целью избавления от различных болезней.
В 1894 году корреспондент «Терских ведомостей» сообщал, что после водоосвящения около двадцати человек, среди которых были и женщины, выкупались в Тереке несмотря на мороз, доходивший до 10 градусов.841
У осетин само название праздника «Доныскъаефэен» (дословно «быстрое несение воды»842) отражает смысловую нагрузку.
Осетины считали
святой воду не из церкви, а зачерпнутую в реке рано утром в день празд

[Back]