Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 134]

предполагая, что блины как поминальная ритуальная пища появились в праздничной обрядности в связи с «похоронами» зимы 338.
В городах наиболее архаичные черты были утрачены, масленица
Ф сопровождалась такими формами праздничности как взаимное гостевание, маскарады, спектакли.
Сохранялись шумное веселье, выпечка блинов, которой занимались рестораны и трактиры, катание по улицам на санях.
В праздничные дни Владикавказ заметно оживлялся.
По распоряжению св.
Синода на масленицу и первую неделю поста воспитанников учебных заведений освобождали от занятий
339.
Некоторые исследователи отмечают, что активное участие молодежи в масленичной обрядности следует считать символом нового, нарождающегося явления, приближения весны, обновления жизненного цикла
34°.
У осетин различные игры и веселье молодежи наряду с ритуальной выпечкой были главными элементами праздничной композиции.

Масленичные увеселения во Владикавказе были
основным компонентом праздника, но в его структуре происходила интересная трансформация: традиционные формы бытовали только в среде простолюдин.
Именно для них устраивали в городе качели, карусели, катание на лошадях и на санях.
Появились и новые развлечения: цирк, панорама, фокусники, заморские великаны.
Городские власти и общественные организации старались приобщить людей к этим мероприятиям, избежать перемещение праздника в пивные и кабаки.
Для себя владикавказская интеллигенция предпочитала более престижные варианты проведения праздничного времени.
Ежегодно в здании городского собрания устраивались костюмированные вечера.
Очевидцы отмечали многообразие костюмов, наличие среди них мифологических, исторических и национальных.
Многочисленную публику собирал в эти дни городской театр, танцевальные вечера.
К масленице приурочивались благотворительные акции.
В 1891 году Владикавказское общество всепомощенствования учащимся устроило на масленицу вечер с
лотереей-аллегри, планируя 134
[стр. 321]

320 рядов у земледельческих народов начинался с приближением весны и полевых работ.
В это время исполнялись ритуалы, символизировавшие изгнание зимы и встречу весны, пробуждение природы.
«Уличность» и всенародность были отличительными особенностями масленицы.
Основными компонентами традиционного русского праздненства были сооружение обрядового чучела, зажигание костров, проводы-похороны зимы, катание с ледяных гор, на лошадях, устройство праздничной трапезы, особенно выпечка блинов.
Поговорка «На горах катаемся, блинами объедаемся» отраь жает суть масленичных традиционных увеселений.
Блины считаются отголоском солярного культа, знаком оживающего солнца.
Некоторые исследователи указывают на их связь с культом предков, предполагая, что блины как поминальная ритуальная пища появились в праздничной обрядности в связи с «похоронами» зимы.846 В городах наиболее архаичные черты были утрачены, масленица сопровождалась такими формами праздничности как взаимное гостевание, маскарады, спектакли.
Сохранялись шумное веселье, выпечка блинов, которой занимались рестораны и трактиры, катание по улицам на санях.
В * праздничные дни Владикавказ заметно оживлялся.
По распоряжению св.
Синода на масленицу и первую неделю поста воспитанников учебных заведений освобождали от занятий.847
Некоторые исследователи отмечают, что активное участие молодежи в масленичной обрядности следует считать символом нового, нарождающегося явления, приближения весны, обновления жизненного цикла.848 У осетин различные игры и веселье молодежи наряду с ритуальной выпечкой были главными элементами праздничной композиции.
Грузинская масленица «квелиери» отличалась необычайным весельем, состязаниями и игрищами, ряжением молодых людей.
л Армяне называют масленицу «бари-кентан», что в переводе означает «доброе оживление» и расценивается как своеобразная магическая формула «вызова» плодородия природы.
Эмоциальный тон праздника был на

[стр.,322]

321 столько высок, что получил в народе название «сумасшедшие дни».
Развлечения порой переходили границы общепринятых норм дозволенности.
* Очевидно, древняя языческая семантика масленицы на определенном этапе этнокультурного развития армян перестала соответствовать их ментальным установкам.
Появилась другая версия, отражавшая исторические события и породившая новации в обрядовых действиях: молодежь устраивала ряжение, изображая в безобразном виде пашу, визиря, их свиту.
Эти персонажи подвергались всяческим насмешкам, оскорблениям.
Народ освобождался от власти тиранов и получал свободу.
Праздник символизировал начало новой жизни.
В культуре местных армян эта новация не закрепилась, не стала традицией, хотя и сохранилась в памяти информаторов.
Масленичные увеселения во Владикавказе были
главным компонентом праздника, но в его структуре происходила интересная трансформация: традиционные формы бытовали только в среде простолюдин.
Именно для них устраивали в городе качели, карусели, катание на лошадях и на санях.
Появились и новые развлечения: цирк, панорама, фокусники, заморские великаны.
Городские власти и общественные организации старались приобщить людей к этим мероприятиям, избежать перемещение праздника в пивные и кабаки.
Для себя владикавказская интеллигенция предпочитала * более престижные варианты проведения праздничного времени.
Ежегодно в здании городского собрания устраивались костюмированные вечера.
Очевидцы отмечали многообразие костюмов, наличие среди них мифологических, исторических и национальных.
Многочисленную публику собирал в эти дни городской театр, танцевальные вечера.
К масленице приурочивались благотворительные акции.
В 1891 году Владикавказское общество всепомощенствования учащимся устроило на масленицу вечер с
лотерееи-аллегри, планируя использовать собранные средства на нужды учеников и для открытия женской профессиональной школы.
Многие горожане

[Back]