Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 135]

использовать собранные средства на нужды учеников и для открытия женской профессиональной школы.
Многие горожане сделали пожертвования вещами, деньгами, продуктами и напитками для буфета.
Во владикавказском отделе СРН (Союза русского народа) устраивалась беспроигрышная лотерея, сбор с которой шел в пользу школы при СРН.
В женской гимназии к масленице готовили концерт учениц.
Фонд общества народных чтений пополнялся за счет любительских спектаклей.

Пожертвования от состоятельных горожан получало на праздник
попечительство ночлежного приюта 34 В проведении масленицы четко прослеживается тенденция к разделению его на народный и салонный.
Праздничная программа составлялась в соответствии с социальным статусом горожан.

С особой торжественностью горожане отмечали Пасху главный христианский праздник, установленный в честь чудесного воскресения распятого на кресте Иисуса Христа.

ф Через шесть недель после Прощеного воскресенья церковь отмечала другой торжественный день Вербное воскресенье, вхождение Иисуса в Иерусалим.
По преданию, народ встречал его пальмовыми ветками, а на Руси символом праздника стала верба.
В этот день после торжественной службы прихожанам раздавали освященные ветки вербы, которые они приносили домой и хранили целый год, считая, что они оберегают от злых
духов, несут здоровье и благополучие.
В предпраздничной городской обрядности появилась новая традиция в зале владикавказского собрания в течение всего поста по воскресным дням устраивались литературно-музыкальные вечера с «живыми картинами»
342.
На Страстной неделе в городе запрещались общественные увеселения, театральные представления, концерты.
Владикавказские христианские церкви совершали в эту неделю многочисленные службы.
Например, в 1901 году Преосвященный Владимир совершил на Страстной неделе следующие службы: в среду литургию преосвященных даров в Крестовой архиерейской церкви, в четверг —
135
[стр. 323]

322 сделали пожертвования вещами, деньгами, продуктами и напитками для буфета.
Во владикавказском отделе СРН (Союза русского народа) устраивалась беспроигрышная лотерея, сбор с которой шел в пользу школы при СРН.
В женской гимназии к масленице готовили концерт учениц.
Фонд общества народных чтений пополнялся за счет любительских спектаклей.

Пожертвования от состоятельных горожан получало на праздник попечи849 тельство ночлежного приюта.
В проведении масленицы четко прослеживается тенденция к разделению его на народный и салонный.
Праздничная программа составлялась в соответствии с социальным статусом горожан.

У христианского населения города наступал пост, а мусульмане начинали готовиться к Наврузу (Новому году), который отмечался в начале марта.
Этот праздник принято считать мусульманским, но к исламу он не имеет отношения.
Навруз известен с дозороастризских времен.
В государстве Ахеменидов и Сасанидов это было главное торжество.
После утверр ждения ислама в Иране и Средней Азии Навруз был отменен, но он пустил настолько глубокие корни, что попытки его уничтожения оказались безуспешны.
Тогда мусульманское духовенство решило его канонизировать.
Среди владикавказских мусульман этот праздник отмечали только персы.
Во всяком случае, нет упоминаний о его праздновании в суннитской мечети, а ее служители, перечисляя мусульманские праздники, о Наврузе не упоминают.
Персы отмечали этот праздник три дня.
В первый день они собирались у своего консульства, где устраивался торжественный прием.
В 1903 году такой прием проводил вице-консул М.
Давуд-Хан Нусрат Эль Визарэ.
Он рассказал присутствующим следующую историю праздника.
Около 2.800 лет назад персидский царь Ржамшид, покорив множество царств и народов, решил принести благодарение за победы всемогущему царю царей.
Ржамшид выбрал для празднования первый день весны и постановил, чтобы ежегодно в этот день ворота царского дворца были открыты для всех желающих поздравить царя с праздником, независимо от соци

[стр.,325]

324 С особой торжественностью горожане отмечали Пасху главный христианский праздник, установленный в честь чудесного воскресения распятого на кресте Иисуса Христа.
Первоначально это был праздник древних иудеев, содержание которого сводилось к умилостиванию духов с целью заручиться их помощью в период осеннего отела скота, а затем жатвы.
Весеннее равноденствие было соотнесено с историческими сюжетами.
Еврейская ветхозаветная Пасха установлена в честь исхода евреев из Египта, освобождения от рабства.
В переводе название праздника означает «прохождение», «избавление».
В христианстве он связан с идеей искупительного страдания Иисуса Христа за грехи человечества, его смертью и воскресением.
Основываясь на евангельских сказаниях о том, что Иисус Христос был казнен и воскрес в дни празднования иудеями Пасхи, христиане вначале отмечали свой праздник в один день с евреями.
А в IV веке Никейский церковный собор постановил отмечать Пасху в воскресенье после первого весеннего полнолуния, поэтому дни ее празднования приходятся на даты, зависящие от изменяющегося дня весеннего полнолуния.
Это происходит, как правило, между 22 марта и 25 апреля.
Празднику предшествует Великий семинедельный пост, последнее воскресенье перед которым называется Прощеным.
В этот день церковь напоминала своим прихожанам, что самый легкий путь, на котором можно заслужить прощения грехов это умение прощать их другим.
В проповедях говорилось о безграничном милосердии бога, его любви к людям и готовности простить человеку ошибки, в которых он искренне раскаялся.
Через шесть недель после Прощеного воскресенья церковь отмечала другой торжественный день Вербное воскресенье, вхождение Иисуса в Иерусалим.
По преданию, народ встречал его пальмовыми ветками, а на Руси символом праздника стала верба.
В этот день после торжественной службы прихожанам раздавали освященные ветки вербы, которые они приносили домой и хранили целый год, считая, что они оберегают от злых


[стр.,326]

325 духов, несут здоровье и благополучие.
В предпраздничной городской обрядности появилась новая традиция в зале владикавказского собрания в течение всего поста по воскресным дням устраивались литературномузыкальные вечера с «живыми картинами».851
На Страстной неделе в городе запрещались общественные увеселения, театральные представления, концерты.
Владикавказские христианские церкви совершали в эту неделю многочисленные службы.
Например, в 1901 году Преосвященный Владимир совершил на Страстной неделе следующие службы: в среду литургию преосвященных даров в Крестовой архиерейской церкви, в четверг —
литургию св.
Василия Великого в архиерейской церкви, утреню с чтением двенадцати евангелий в кафедральном соборе, в пятницу вечерню и вынос плащанины из крестовой церкви в собор, вечером утреню, погребе852 ние спасителя в архиерейской церкви.
К этим дням приурочивались акции, связанные с церковной жизнедеятельностью.
Так, после божественной литургии в Константино-Еленинской церкви, обслуживающей население беднейших кварталов города, в Великий Четверг 1897 года состоялось поднятие на колокольню колокола, сооруженного прихожанами в память О С О священного коронования.
Общество по устройству народных чтений активизировало свою деятельность на Страстной неделе.
В зале классической гимназии проводились духовно-нравственные беседы на такие темы: «Почему иудеи не приняли мессию», «Крестная казнь в древнем мире», «Последняя ночь Иуды», «Семь слов спасителя со креста», «Богослужение Великой Субботы», «Светлый праздник» и т.п.
Во всех церквях в течение Страстной недели проводили сбор пожертвований, раздачу одежды и обуви учащимся народных школ.854 Первыми в городе отмечали Пасху евреи.
Их праздник «Пейсах» начинался раньше христианского на неделю.
Большое значение в подготовке к Пейсаху придавалось ритуальной уборке домов, которые должны быть очищены от «хамеца» кислого теста, проросших зерен, пива, водки, изго

[Back]