литургию св. Василия Великого в архиерейской церкви, утреню с чтением двенадцати евангелий в кафедральном соборе, в пятницу — вечерню и вынос плащанины из крестовой церкви в собор, вечером — утреню, погребение w спасителя в архиерейской церкви 343. К этим дням приурочивались акции, связанные с церковной жизнедеятельностью. Так, после божественной литургии в Константино-Еленинской церкви, обслуживающей население беднейших кварталов города, в Великий Четверг 1897 года состоялось поднятие на колокольню колокола, сооруженного прихожанами в память священного коронования 344. Общество по устройству народных чтений активизировало свою деятельность на Страстной неделе. В зале классической гимназии проводились духовно-нравственные беседы на такие темы: «Почему иудеи не приняли мессию», «Крестная казнь в древнем мире», «Последняя ночь Иуды», «Семь слов спасителя со креста», «Богослужение Великой Субботы», «Светлый праздник» и т.п. Во всех церквях в течение Страстной недели проводили сбор пожертвований, раздачу одежды и обуви * учащимся народных школ 345. Древняя основа праздника сохранялась в домашне-бытовой сфере. Осетины начинали разговенье с традиционного пирога с сыром продолговатой формы «гуыл» и вареных яиц. Праздничной пищей были пироги, вареное мясо жертвенного животного (быка, барана) и пиво. Горожане-осетины часто устраивали совместные застолья, покупали быка в складчину. Почти у всех народов центральным звеном, символом Пасхи было окрашенное яйцо, которому приписывались магические свойства. В древности широко бытовал ритуал катания яиц. Считалось, что соприкосновение яйца с землей пробуждало ее от зимнего сна и способствовало плодородию. # В русской праздничной культуре этот обряд варьировался, иногда по земле катались люди. У осетин были популярны игры с пасхальными яйцами туланта (катания) и къуырцыта (стукания). Катание становится 136 |
325 духов, несут здоровье и благополучие. В предпраздничной городской обрядности появилась новая традиция в зале владикавказского собрания в течение всего поста по воскресным дням устраивались литературномузыкальные вечера с «живыми картинами».851 На Страстной неделе в городе запрещались общественные увеселения, театральные представления, концерты. Владикавказские христианские церкви совершали в эту неделю многочисленные службы. Например, в 1901 году Преосвященный Владимир совершил на Страстной неделе следующие службы: в среду литургию преосвященных даров в Крестовой архиерейской церкви, в четверг — литургию св. Василия Великого в архиерейской церкви, утреню с чтением двенадцати евангелий в кафедральном соборе, в пятницу вечерню и вынос плащанины из крестовой церкви в собор, вечером утреню, погребе852 ние спасителя в архиерейской церкви. К этим дням приурочивались акции, связанные с церковной жизнедеятельностью. Так, после божественной литургии в Константино-Еленинской церкви, обслуживающей население беднейших кварталов города, в Великий Четверг 1897 года состоялось поднятие на колокольню колокола, сооруженного прихожанами в память О С О священного коронования. Общество по устройству народных чтений активизировало свою деятельность на Страстной неделе. В зале классической гимназии проводились духовно-нравственные беседы на такие темы: «Почему иудеи не приняли мессию», «Крестная казнь в древнем мире», «Последняя ночь Иуды», «Семь слов спасителя со креста», «Богослужение Великой Субботы», «Светлый праздник» и т.п. Во всех церквях в течение Страстной недели проводили сбор пожертвований, раздачу одежды и обуви учащимся народных школ.854 Первыми в городе отмечали Пасху евреи. Их праздник «Пейсах» начинался раньше христианского на неделю. Большое значение в подготовке к Пейсаху придавалось ритуальной уборке домов, которые должны быть очищены от «хамеца» кислого теста, проросших зерен, пива, водки, изго 327 Через неделю начиналась христианская Пасха. За день, в вечер Великой Субботы горожане шли в церкви, где в полночь проходила пасхальная заутреня, на которой читали, как правило, «Деяния Апостолов». Затем совершался крестный ход вокруг церкви. В полночь с радостными восклицаниями «Христос воскрес» «Воистину воскрес» все возвращались в храм, где начиналось торжественное богослужение в честь Воскресенья Христова, дня его окончательной и истинной победы. В праздничном обряде осетинской церкви есть одно отличие: церковь обходят не один раз, а три раза, и при этом крестятся. Церковный ритуал армянской церкви не предусматривает освящения продуктов пасхи, куличей и яиц, как это делается в православных церквях. Пасха является главным торжеством в христианской праздничной культуре, поэтому духовенство особо ревностно следило за тем, чтобы этот праздник не сопровождался языческими обрядами и игрищами. Очевидно, этим обстоятельством объясняется относительная малочисленность пасхальных обрядовых действий. Древняя основа праздника сохранялась в домашне-бытовой сфере. Горожане-русские готовили пасху из творога, пекли куличи, а украинцы называли пасхой высокий круглый хлеб с украшениями. Главным пасхальным блюдом у украинцев был поросенок. Греки считали обрядовой едой, прежде всего, куличи. У них было принято раскрашивать яйца особым орнаментом. Осетины начинали разговенье с традиционного пирога с сыром продолговатой формы «гуыл» и вареных яиц. Праздничной пищей были мясо рожане-осетины часто устраивали совместные застолья, покупали быка в складчину. Армяне устраивали праздничное застолье во дворе церкви, после торжественного богослужения. Они приносили в жертву быка («маподавали щу раздавали 328 яйца. У немцев Пасха также была самым торжественным праздником. Она отмечалась на неделю раньше христианской. На Страстной неделе особо почитались четверг и пятница. В субботу немцы красили яйца, пекли «кухены», калачи, жарили гусей и кур, убирали дома и улицы. Дети перед сном оставляли на улице свои шапки, «чтобы заяц принес им разноцветные ОС/ яйца». Городской новацией в этой сфере праздника стало изготовление 4 ритуальной пищи вне дома. Венский магазин Гейтена принимал заказы на выпечку куличей, баб, тортов и предлагал пасхальные яйца, большой выбор украшений на бабы, сахарные цветы и разные фигуры, краски для яиц. В магазине Пералова продавали к праздничным дням высококачественную «пасхальную» муку.857 Почти у всех народов центральным звеном, символом Пасхи было окрашенное яйцо, которому приписывались магические свойства. В древности широко бытовал ритуал катания яиц. Считалось, что соприкосновение яйца с землей пробуждало ее от зимнего сна и способствовало плодо* родию. В русской праздничной культуре этот обряд варьировался, иногда по земле катались люди. У осетин были популярны игры с пасхальными яйцами туланта (катания) и къуырцыта (стукания). Катание становится праздничным действием, а качели и карусели обязательными атрибутами Пасхи у русских, греков, осетин, грузин. Этот обряд сохранялся в структуре пасхального праздничного комплекса Владикавказа. Задолго до праздника в городскую управу начинали поступать прошения об устройстве в разных частях города качелей и каруселей. Но пользовались ими, как правило, простолюдины. Со временем программа «народного» праздника становится гораздо разнообразнее, пополняясь массовыми зрелищными мероприятиями, среди которых представления цирка Милюгина с «чемпионатом» борцов, фокусы дрессированных собак, выступления «королевы огня», глотающей зажженную паклю, «театр Калиостро».858 Общество по устройству народных чтений устраивало народные гулянья, чаще всего это |