Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 137]

праздничным действием, а качели и карусели обязательными атрибутами Пасхи у русских, греков, осетин, грузин.
Этот обряд сохранялся в структуре пасхального праздничного комплекса Владикавказа.
Задолго до праздника в
Ф городскую управу начинали поступать прошения об устройстве в разных частях города качелей и каруселей.
Но пользовались ими, как правило, простолюдины.
Со временем программа «народного» праздника становится гораздо разнообразнее.

Осетины в четверг шестой недели после Пасхи отмечали «Зардаваран».
Это весенний поминальный праздник, приуроченный к христианскому Вознесению.
Термин «зардаваран» имеет два значения: день, когда «кладут сердце» и «обещание».
Древние христиане понимали этот праздник как обещание Христа послать святого духа.
Осетины со временем забыли его значение и трактовали праздник в буквальном смысле: в день поминовения усопших закладывали сердце жертвенного животного в могилы.
В.С.Уарзиати считал, что в интерпретации праздника содержится ошибка, « бытующая уже более 100 лет: словом «зарда» (сердце) заменено изначальное «залда», что означает «молодая трава», «дерн», а название праздника — соответственно «день укладки дерна на могилах»
346.
Древняя основа Вознесения во всех этнических вариантах связана с культом растительности, а позднее толкование с вознесением Христа на небо.
Во Владикавказе в этот день отмечался храмовый праздник Вознесенской церкви, находившейся на Курской слободке.
Престольный день храма стали праздновать с 1900 года, со времени его освящения
347.
Через 10 дней после Вознесения наступала Троица народный праздник, приуроченный к христианскому празднику «Пятидесятница».
Основой троичной обрядности был культ растительности, выражавшийся, прежде всего в обычае украшать зеленью дома, улицы, а позднее и церкви.
К обедне ходили с букетом цветов; трава, принесенная из церкви считалась
целебной.
В народе праздник называли «зелеными святками», в летнем цикле он был самым крупным и значимым.
В городах в этот день устраивали
137
[стр. 329]

328 яйца.
У немцев Пасха также была самым торжественным праздником.
Она отмечалась на неделю раньше христианской.
На Страстной неделе особо почитались четверг и пятница.
В субботу немцы красили яйца, пекли «кухены», калачи, жарили гусей и кур, убирали дома и улицы.
Дети перед сном оставляли на улице свои шапки, «чтобы заяц принес им разноцветные ОС/ яйца».
Городской новацией в этой сфере праздника стало изготовление 4 ритуальной пищи вне дома.
Венский магазин Гейтена принимал заказы на выпечку куличей, баб, тортов и предлагал пасхальные яйца, большой выбор украшений на бабы, сахарные цветы и разные фигуры, краски для яиц.
В магазине Пералова продавали к праздничным дням высококачественную «пасхальную» муку.857 Почти у всех народов центральным звеном, символом Пасхи было окрашенное яйцо, которому приписывались магические свойства.
В древности широко бытовал ритуал катания яиц.
Считалось, что соприкосновение яйца с землей пробуждало ее от зимнего сна и способствовало плодо* родию.
В русской праздничной культуре этот обряд варьировался, иногда по земле катались люди.
У осетин были популярны игры с пасхальными яйцами туланта (катания) и къуырцыта (стукания).
Катание становится праздничным действием, а качели и карусели обязательными атрибутами Пасхи у русских, греков, осетин, грузин.
Этот обряд сохранялся в структуре пасхального праздничного комплекса Владикавказа.
Задолго до праздника в
городскую управу начинали поступать прошения об устройстве в разных частях города качелей и каруселей.
Но пользовались ими, как правило, простолюдины.
Со временем программа «народного» праздника становится гораздо разнообразнее,
пополняясь массовыми зрелищными мероприятиями, среди которых представления цирка Милюгина с «чемпионатом» борцов, фокусы дрессированных собак, выступления «королевы огня», глотающей зажженную паклю, «театр Калиостро».858 Общество по устройству народных чтений устраивало народные гулянья, чаще всего это

[стр.,335]

334 ные в кувшине.
В каждом доме они пели и танцевали, за что получали различные сладости, фрукты, конфеты, мелкие деньги.
«Невеста» доставала какой-нибудь предмет из кувшина и по священной книге предсказывала судьбу владельца предмета.
По окончании этого ритуала все участники игры принимали участие в застолье, куда приглашали и юношей.
У владикавказских армян, как указывают информаторы, этот ритуал сохранялся еще в 1960-х годах, в то время как в отдельных районах Армении он был забыт гораздо раньше.874 Осетины в четверг шестой недели после Пасхи отмечали «Зардаваран».
Это весенний поминальный праздник, приуроченный к христианскому Вознесению.
Термин «зардаваран» имеет два значения: день, когда «кладут сердце» и «обещание».
Древние христиане понимали этот праздник как обещание Христа послать святого духа.
Осетины со временем забыли его значение и трактовали праздник в буквальном смысле: в день поминовения усопших закладывали сердце жертвенного животного в могилы.
В.С.
Уарзиати считал, что в интерпретации праздника содержится ошибка, бытующая уже более 100 лет: словом «зарда» (сердце) заменено изначальное «залда», что означает «молодая трава», «дерн», а название праздника соответственно «день укладки дерна на могилах».

Древняя основа Вознесения во всех этнических вариантах связана с культом растительности, а позднее толкование с вознесением Христа на небо.
Во Владикавказе в этот день отмечался храмовый праздник Вознесенской церкви, находившейся на Курской слободке.
Престольный день храма стали праздновать с 1900 года, со времени его освящения.

Через 10 дней после Вознесения наступала Троица народный праздник, приуроченный к христианскому празднику «Пятидесятница».
Основой троичной обрядности был культ растительности, выражавшийся, прежде всего в обычае украшать зеленью дома, улицы, а позднее и церкви.
К обедне ходили с букетом цветов; трава, принесенная из церкви считалась


[стр.,336]

335 целебной.
В народе праздник называли «зелеными святками», в летнем цикле он был самым крупным и значимым.
В городах в этот день устраивали
народные гулянья с ярмарками, балаганами, каруселями.
В 1880-х годах в городе бытовали такие праздничные явления как зажженные плошки, фонарики, бенгальские огни, транспаранты.
У осетин через 50 дней после Пасхи отмечался праздник «Казрдэегхасэен», в ходе которого собирали зелень и разбрасывали ее в помещении и во дворах.
Он символизировал окончание весенне-полевых работ, когда земля покрывалась травой и зеленели деревья.
Исследователи считают, что такое истолкование праздника наряду с календарным совпадением с Троицей означает их тесную связь.877 В эти же сроки евреи отмечали праздник, русское название которого «Пятидесятница» и указывало на время его проведения 50-ый день после Пасхи.
В Библии он имеет другие названия: «праздник жатвы», «праздник первых плодов» и «праздник недель», названный так потому, что отмечали его к концу семи недель с того времени «как появляется серп на жатве».
Позднее этот праздник был приурочен ко дню Синайского откровения и стал называться праздником дарования Торы.
Но сохранялось у евреев название «шавуот», т.е.
праздник недель.
В ночь Шавуот было принято бодрствовать и изучать Тору.
В тоже время бытовал обычай украшать дом листьями и травой, якобы в память о зелени, устилавшей гору Синай в преддверии великого события дарования Торы.
Во Владикавказе долго сохранялась традиция есть в этот день молочные продукты, фрукты и ягоды с медом.
Евреи наносили друг другу визиты и угощали сладостями.
Троицу справляли и немцы.
Кроме христианской трактовки они четко связывали этот праздник с окончанием весенних работ и приурочивали к нему по878 молвки.
Наряду с церковными богослужениями во Владикавказе на Троицу устраивали народное гулянье, чаще всего с лотереей-аллегри в пользу об

[Back]