Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 138]

народные гулянья с ярмарками, балаганами, каруселями.
В 1880-х годах в городе бытовали такие праздничные явления как зажженные плошки, фонарики, бенгальские огни, транспаранты.

У осетин через 50 дней после Пасхи отмечался праздник «Кэердаегхасаен», в ходе которого собирали зелень и разбрасывали ее в помещении и во дворах.
Он символизировал окончание весенне-полевых работ, когда земля покрывалась травой и зеленели деревья.
Исследователи считают, что такое истолкование праздника наряду с календарным совпадением с Троицей означает их тесную связь
348.
Наряду с церковными богослужениями во Владикавказе на Троицу устраивали народное гулянье, чаще всего с лотереей-аллегри в пользу общества
всепомоществования бедным учащимся или отдельных учебных заведений.
Но к концу XIX века появилась новая традиция: многие горожане выезжали на праздничные пикники на Редант, Камбилеевку и другие места.
Поэтому троичные народные гулянья не отличались многолюдностью, », несмотря на разнообразие программ и благих целей
349.
На август приходился один из самых значительных праздников христианского церковного календаря Успение.
У городских религиозных общин был свой конкретный день празднования, поэтому Успение во Владикавказе длилось в течение нескольких дней.
У осетин этот праздник назывался «Майрамыкуадзан».
Они облюбовали место к юго-востоку от города на возвышенной равнине среди лесной поляны с громадным развесистым деревом и посвятили это место имени Божьей матери.
Здесь и проходили народные молитвенные собрания в праздничные дни.
В дупло заветного дерева была вложена икона Богоматери.
По поверью, царица Тамара подарила аланам чудотворную икону Иверской Богоматери.
Осетины называли эту икону «Ног Дзуар» новая святыня
35°.
Ежегодно «Терские ведомости» давали информацию о том, как проходил этот праздник у осетин.
Следует отметить, что сообщения корреспондентов содержат оригинальный материал, но и значительно осложняют
138
[стр. 336]

335 целебной.
В народе праздник называли «зелеными святками», в летнем цикле он был самым крупным и значимым.
В городах в этот день устраивали народные гулянья с ярмарками, балаганами, каруселями.
В 1880-х годах в городе бытовали такие праздничные явления как зажженные плошки, фонарики, бенгальские огни, транспаранты.

У осетин через 50 дней после Пасхи отмечался праздник
«Казрдэегхасэен», в ходе которого собирали зелень и разбрасывали ее в помещении и во дворах.
Он символизировал окончание весенне-полевых работ, когда земля покрывалась травой и зеленели деревья.
Исследователи считают, что такое истолкование праздника наряду с календарным совпадением с Троицей означает их тесную связь.877
В эти же сроки евреи отмечали праздник, русское название которого «Пятидесятница» и указывало на время его проведения 50-ый день после Пасхи.
В Библии он имеет другие названия: «праздник жатвы», «праздник первых плодов» и «праздник недель», названный так потому, что отмечали его к концу семи недель с того времени «как появляется серп на жатве».
Позднее этот праздник был приурочен ко дню Синайского откровения и стал называться праздником дарования Торы.
Но сохранялось у евреев название «шавуот», т.е.
праздник недель.
В ночь Шавуот было принято бодрствовать и изучать Тору.
В тоже время бытовал обычай украшать дом листьями и травой, якобы в память о зелени, устилавшей гору Синай в преддверии великого события дарования Торы.
Во Владикавказе долго сохранялась традиция есть в этот день молочные продукты, фрукты и ягоды с медом.
Евреи наносили друг другу визиты и угощали сладостями.
Троицу справляли и немцы.
Кроме христианской трактовки они четко связывали этот праздник с окончанием весенних работ и приурочивали к нему по878 молвки.
Наряду с церковными богослужениями во Владикавказе на Троицу устраивали народное гулянье, чаще всего с лотереей-аллегри в пользу об


[стр.,337]

336 щества всепомоществования бедным учащимся или отдельных учебных заведений.
Но к концу XIX века появилась новая традиция: многие горожане выезжали на праздничные пикники на Редант, Камбилеевку и другие места.
Поэтому троичные народные гулянья не отличались многолюдностью, несмотря на разнообразие программ и благих целей.879
К празднику Троицы приурочивался храмовый праздник Владикавказского братства Св.
Троицы (позднее Свято-Троицкого монастыря).
Проходило всенощное торжественное бдение, затем литургия.
Храм украшался зеленью и цветами, пел церковный хор, после чего в ограде церкви для «народа и нищих» устраивался обед, численность явившихся на который составляла иногда и 800 человек.880 На следующий день после Троицы, в понедельник отмечали Духов день, праздник сошествия Святого духа.
В Духов день в церквях проходили богослужения, а после вечерни в ограде старого собора прихожане собирались на духовную беседу.
В 1897 году в Духов день в 1-ом городском женском 2-классном училище состоялся годичный акт.
Была представлена праздничная программа, включавшая чтение и пение песен, выставку рукоделий.
Во Владикавказе этот праздник «контролировало» Благотворительное общество, которое после богослужений созывало горожан на народное гулянье с лотереей, фейерверками, воздушными шарами.
Многие владельцы магазинов жертвовали вещами и деньгами для лотереи.
То же самое делали и отдельные состоятельные семьи.
Гулянье, как правило, проходило в городском саду, вырученные средства использовались на постройку дома 881 для бедняков богадельни, приюта-школы при самом обществе и т.п.
На один из летних или осенних месяцев приходился передвижной мусульманский праздник Ураза-Байрам Ид Аль-фитр, установленный в честь торжественного призвания народа к вере ислама.
Это был праздник разговения, которому предшествовал 30-дневный пост в месяц рамадан, 9

[стр.,340]

339 греков, как и у других православных горожан, включала богослужение и веселые застолья.
Немцы называли Успение днем женского букета.
Церковная литургия включала и освящение букетов цветов.887 У осетин этот праздник назывался «Майрамыкуадзан».
Они облюбовали место к юговостоку от города на возвышенной равнине среди лесной поляны с громадным развесистым деревом и посвятили это место имени Божьей матери.
Здесь и проходили народные молитвенные собрания в праздничные дни.
В дупло заветного дерева была вложена икона Богоматери.
По поверью, царица Тамара подарила аланам чудотворную икону Иверской Богоматери.
Осетины называли эту икону «Ног Дзуар» новая святыня.888Ежегодно
«Терские ведомости» давали информацию о том, как проходил этот праздник у осетин.
Следует отметить, что сообщения корреспондентов содержат оригинальный материал, но и значительно осложняют
исследование историко-культурной ситуации, связанной с празднованием Успения.
Так, в 1906 году «Терские ведомости» отмечали: «31 июля местные осетины празднуют обычный годовой праздник у часовни воздвигнутой на горе около завода Сараджева на месте, освященном для всех осетин и с которым связаны разные народные предания.
На праздник прибыли жители соседних селений.
Вечером состоялись многолюдные национальные танцы».889 Прежде всего, вызывает вопрос указанная дата 31 июля, так как праздник Успения имеет фиксированную дату 15 августа.
Еще больше вопросов появляется при ознакомлении с корреспонденцией за 1913 год: «12 августа местные осетины праздновали свой национальный годовой праздник под названием «Ног-Дзуар».
Праздник этот установлен в память выхода осетин из тесных горных ущелий на плоскость.
В этот день близ завода Сараджева, в лесу около старинной часовни ежегодно собираются массы народа на богомолье, режут жертвенных баранов и целый день проводят под открытым небом».890Праздник назван национальным и приведено его название «Ног-Дзуар».
Действительно, в культуре осетин был такой

[Back]